Яндекс Дзен
Дети

Соцпедагог из Татарска о работе с трудными детьми: проблемы со взрослыми

2 октября празднуется международный День социального педагога. Секретами работы с детьми, которых принято называть трудными, с Горсайтом поделилась один из опытнейших социальных педагогов Новосибирской области Татьяна Мамаева из Татарска.

Как правило социальный педагог это человек, который работает с трудными подростками, детьми из неблагополучных семей, в том числе с теми, кто получил душевные травмы. Как наука социальная педагогика исследует воспитание в контексте социализации, то есть учитывает воздействие окружающей среды на формирование личности. Татьяна Мамаева определяет своё профессиональное кредо несколько проще: «С детьми нужно уметь говорить и не забывать этого делать».

Свой праздник у Татьяны и других представителей этой профессии появился относительно недавно. Международная конференция социальных педагогов учредила его 11 лет назад. Педагогический стаж Татьяны Мамаевой на 4 года продолжительнее. Хотя собственно социальным педагогом она стала случайно. Случилось это 12 лет назад, когда молодая школьная учительница из Татарска поменяла место жительства и не смогла найти работу в школе. Тогда Татьяна устроилась в комплексный центр социального обслуживания. Получила дополнительную квалификацию: из простого педагога превратилась в социального и начала целенаправленно работать с подростками, которых принято называть трудными.

— У меня не встали волосы дыбом. Потому что дети-то все нормальные, хорошие. Обычные дети, как школе. Просто какие-то проблемы у родителей и всё это отражается на детях. Интересно работать с такими. Жалко их... Они просто без присмотра долго были. В школе мало уделяют внимания таким ребятам потому, что родители такие: если мама не ходит в школу, то и на ребенка меньше внимания обращают. Им требуется помощь. Помогать – хорошая работа, я её люблю, — говорит она.

!-арттерапия.PNG

Арт-терапия помогает социальному педагогу в работе с детьми.

Семь лет назад Татьяна вернулась в родной город и пошла работать в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Проще говоря, в приют. Сейчас здесь живут 32 ребенка. В основном это дети из неблагополучных семей Татарского и соседних районов. Здесь они временно: если родителей лишат прав, то ребят передадут на усыновление или отправят в детский дом. Но чаще детей возвращают в родные семьи.

— А там и кроется источник их проблем. В основном это пьющие родители, — считает Татьяна Мамаева. — Сами же дети в основном творческие. Даже в школе, бывает, они плоховато учатся, а в центре у нас начинаешь привлекать их к какой-то деятельности, и они с охотой и желанием всё делают — и песни поют, и стихи читают, и сочиняют, и видеоролики мы снимаем. Потом, когда видят результаты своего творчества, то в таком восторге. Легко этих детей удивить. Потому что в школе и дома им мало внимания уделяют, а здесь они это находят. Вообще все они хотят, чтобы их просто обняли, поцеловали и приласкали. И если ты похвалил, они все сделают.

— Только пряник используете?

— Почему? Иногда могу и пожурить немного за учёбу и поведение в школе. Говорю, что вы меня подводите? Что меня ругают в школе прежде всего как педагога.

— А не было разве такого, что никакие подходы к ребёнку не работают?

— Нет, не было. Что-то да сработает. Если ребенок не хочет на занятия, где больше теоретического, значит приходится использовать тренинги психологические. Мы широко мультипликацию применяем — дети любят мультики снимать. Мы героев лепим с ними и разговариваем. И пока лепит, он расскажет какой-то секрет, о проблеме скажет, о которой раньше не говорил.

!!-анализ.PNG

 Детей в приюте учат анализировать своё поведение.

— А разве можно как-то перевоспитать ребёнка, если он трудный, а ему лет 12 и он уже сформировался?

— Такое бывает, что не получается. Потому что ребёнок возвращается в ту же среду, в семью… Мы бились, бились, всё сделали, ребёнок и сам старается, а вернулся к папе с мамой, а они пьют... И всё пошло снова на спад. Очень обидно в таких случаях. Когда родители приезжают забирать ребенка, я стараюсь какие-то рекомендации дать. Бывает, что удается достучаться, когда я говорю, что у вас замечательный ребёнок, он такой творческий, он умеет вот это и вот это. И, может, и они разглядят в своём ребёнке и в них тогда проснётся ответственность. Такое случается, но, увы, не всегда.

— В чём основная трудность работы с трудными подростками?

— С ними у меня трудностей нет. Сложно с окружением. Мы же не можем всегда выдергивать ребёнка из семьи. А все мы родом из семьи и ребёнок всё равно черпает от своих родителей. Хоть как ему говори, а он всё равно больше будет слушать папу с мамой и брать пример с них. Но бывает, что дети становятся совершенной противоположностью своих родителей. Я знаю примеры, когда дети от нас выпустились и закончили техникум, работают, не запились и не скурились. Наши, татарские, по улице иду, подходят, здороваются всегда, встречаемся, общаюсь с ними по телефону, в Одноклассниках много у меня в друзьях. Нормальные пацаны. Иногда говорят, что хотим вернуться к вам. Это не значит, что у них в жизни ничего не получилось. Просто им здесь интересно. Разные виды деятельности и внимание им уделяется. А один мальчик поступил на физкультурное отделение педагогического колледжа, может, к нам работать придёт.

— А у социального педагога дети успешные?

— Дочери 19 лет — учится в педуниверситете, работает. А сын в 5 классе. Занимается самбо, дзюдо. Езжу за ним на соревнования, болею, много медалей у него. А с воспитанием бывают, конечно, проблемы. Как у всех.

— Свои профессиональные приёмчики используете?

— Конечно, как без них. Они простые очень: хвалить надо детей чаще и гордиться ими. А себя сдерживать нужно. Особенно когда устанешь.

— А на работе у вас их 30. Дети любые в таком количестве нервы выматывают, а тут трудные.

— Я не устаю вообще от детей на работе. Потому что мне дети все симпатичны и приятны. Не было такого за всю мою практику, чтобы какой-то ребенок мне был не по душе.

!-оргтехника.PNG

 В приюте у детей масса интересных дел. Они даже организуют видеоконференции.

— Но сейчас даже в обычных школах нередки случаи, когда дети учителю и нахамить могут.

— Нахамить? Может один или два раза со мной такое было. Но я стараюсь уладить, это понимаю, что ребенку тяжело. И я стараюсь не обижаться. У нас есть сенсорная комната. Там можно удобно посидеть на пуфиках и поговорить по душам одни на один. И ребенок извинится, обнимемся и дальше всё уже идёт нормально. И дети потом жалеют что нагрубили. А соцпедагог должен принимать ребенка таким, какой он есть. И не жалеть их, если ребенок взрослый уже жалость лишняя, а просто любить их нужно. Приобнять. У нас есть парни и девчонки выше меня. И я их по головки поглажу и они уже улыбаются.

— А как вы это делаете, просите чтобы они сначала наклонились?

— Именно так, а потом посмеёмся. Надо найти хоть одно качество в ребёнке хорошее и на него акцент сделать. Современнее надо быть. Занудой не становиться. Чтобы не говорили вам: «Ой, вы застряли в своих 90-х годах» Меня лично раздражает, когда постоянно в телефоне сидят или у девочки разноцветные ногти. Но я понимаю, что для них это важно.

— Знаете как бывает - злой и добрый полицейский. Вот вы добрый педагог, мне кажется, что у вас там в приюте где-то обязательно должен быть педагог злой?

— Точно нет, можете поискать. Если бы у нас были злые педагоги, то дети не хотели бы к нам возвращаться, — с улыбкой, но не без гордости призналась Татьяна Мамаева.

    

Максим Картавых, фото и видео предоставлено Татьяной Мамаевой и центром


ПОДЕЛИТЬСЯ:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Смотрите также

Лента новостей