Как обманывают новосибирцев при онлайн-шопинге: самые популярные способы | Gorsite.ru
Четверг, 29 Октября, 14:32
ЦБ РФ
$00,00
€00,00
5 октября 2020 , 16:20 рубрика: Экономика

Как обманывают новосибирцев при онлайн-шопинге: самые популярные способы

Как обманывают новосибирцев при онлайн-шопинге: самые популярные способы

В этом году на фоне самоизоляции онлайн-торговля в России переживает беспрецедентный рост. По данным аналитического агентства Data Insight, три месяца карантина  привели в e-commerce в России 10 000 000 новых покупателей. На фоне роста онлайн-торговли, увеличилось и количество попыток мошенников обмануть пользователей. Совместно с экспертами сервиса объявлений Авито Горсайт разобрал самые популярные схемы обмана в интернете, знание которых поможет избежать неприятных инцидентов при онлайн-шопинге. 

Схема 1. Подделка страницы платежа (фишинг)

Как работает?

Вы что-то продаете или покупаете на известном сайте. Мошенник убеждает, что готов приобрести ваш товар или продать то, что вам нужно. Он предлагает вам оформить перевод денег онлайн или заказать доставку и присылает ссылку, якобы ведущую на страницу оформления заказа. 

Он может утверждать, что на оригинальном сайте, на котором вы встретились, технический сбой и не доступны кнопки оформления заказа, доставки или оплаты. Если вы продавец, мошенник может сказать, что вам необходимо перейти по ссылке и ввести данные вашей карты для верификации вашей карты — якобы для того, чтобы он смог провести вам оплату. В общем, причины могут озвучиваться совершенно разные. Но это всегда ложь, цель которой — увести вас на поддельный сайт. Так мошенники смогут вывести деньги.

В лучшем случае вы просто проведёте оплату на поддельном сайте и лишитесь той суммы, которую были готовы заплатить за товар, так его в итоге и не увидев. В худшем — мошенники используют данные вашей банковской карты, чтобы в дальнейшем вывести с вашего счета ещё больше денег.

Как обезопасить себя?

Во-первых, рекомендуется вести всю коммуникацию с другими пользователями внутри встроенного чата на сайте объявлений, а не в WhatsApp или других мессенджерах. 

Дело в том, что службы безопасности популярных ресурсов контролируют только то, что происходит внутри их платформы. Например, Авито блокирует возможность отправлять активные ссылки внутри своего мессенджера. Когда вы уходите с платформы, служба безопасности уже не может следить за происходящим. 

Но главное правило — ни при каких обстоятельствах не переходить по ссылкам на внешние ресурсы, которые присылают другие пользователи и тем более не оставлять там свои данные. Весь нужный функционал для оформления заказа и доставки доступен внутри интерфейса любого крупного маркетплейса или классифайда, нет никакой необходимости переходить по внешним ссылкам. 

— Злоумышленники создают интернет-страницы, которые очень похожи на платёжный раздел известного сайта. Даже адрес страницы может быть очень похож на оригинальный. Если вы приобретаете или продаёте что-то на Авито, то и ссылка может быть только на сайт Авито - www.avito.ru. Если адрес похожий, но не тот (например, avitopayments.ru, avito-dostavka.ru avitto.ru) — это мошенничество, – поясняет Кирилл Лавров, старший специалист департамента безопасности Авито.

Схема 2. Выманивание личных данных

Как работает?

Столкнуться с этой схемой обмана, как и с предыдущей, могут и продавцы, и покупатели. Работает это так: другой пользователь, который якобы собирается у вас что-то купить или что-то вам продать, просит для совершения сделки продиктовать ему или прислать 3 или 4 цифры, написанные на оборотной стороне вашей банковской карты (CVV/CVC-код). Также нередко просят прислать код из SMS-сообщения от банка. 

Объяснять необходимость получить эту информацию мошенник может различными способами. Например, часто они говорят, что эти данные нужны для верификации вашей карты: якобы у вашего собеседника в его банке строгие правила безопасности, и если вы не подтвердите таким способом свою личность, оформить сделку просто не получится. 

На самом же деле мошенники используют данные вашей банковской карты, чтобы вывести деньги с вашего счета. 

Как обезопасить себя?

Коды из SMS-сообщений от банка и CVC/CVV-код банковской карты нельзя диктовать или отправлять никому.

Такие данные не имеют права запрашивать даже сотрудники вашего банка, так как их можно использовать для получения доступа к онлайн-банку и вывода денег. Именно поэтому в SMS-сообщениях от банка пишут: «Никому не сообщайте этот код». 

Если у вас просят такие данные, немедленно прекратите общение и обратитесь в службу поддержки сайта, на котором вы столкнулись с этой ситуацией. 

Схема 3. Мошенничество с предоплатой 

Как работает?

На продажу выставляется востребованный товар — он может быть редким, эксклюзивным (например, брендовая сумка) или же совершенно обычным, но продаваться по привлекательной цене. Когда покупатель проявляет интерес, лже-продавец начинает намекать, что желающих купить товар много, поэтому стоит внести предоплату – иногда полную, иногда частичную. Получив деньги, мошенник пропадает из поля зрения и добавляет покупателя в чёрный список. 

Как обезопасить себя?

Передавайте  деньги лично при получении товара. При этом необязательно платить наличными: вы также можете совершить банковский перевод при очной встрече с продавцом. Если встречаться лично неудобно, пользуйтесь встроенной (!) функцией безопасной сделки или доставки с пост-оплатой, которая есть на популярных сайтах объявлений. 

— Такая функция «замораживает» на карте покупателя сумму, равную цене товара на сайте. Продавец получит деньги только после того, как покупатель подтвердит в системе, что он получил товар. Это безопасно и удобно для обеих сторон. Но очень важно быть внимательными и оформлять сделку именно на оригинальном сайте, не забывать о том, что нельзя переходить по внешним ссылкам от других пользователей, — рассказывает Кирилл Лавров. 

Что делать, если вы понимаете, что вас обманывают?

Если вы подозреваете, что вступили в диалог с мошенником, немедленно прекратите общение и обратитесь в службу поддержки сайта, на котором вы пытались что-то купить или продать. Служба безопасности заблокирует профиль мошенника. 

Важно: обращаться в службу поддержки следует только через специальную форму на оригинальном сайте, найдите её сами. Мошенники могут присылать поддельные формы связи службы поддержки или ложные номера телефонов. 

Если вы успели ввести номер своей карты на поддельном сайте или передать свои платёжные данные мошенникам и только потом поняли, что что-то не так, нужно немедленно позвонить в банк, заблокировать вашу карту и подать заявление на перевыпуск. Если вы успеете сделать это до того, как мошенники воспользуются вашими данными, потери денег удастся избежать. 

Виктор Марков, фото Горсайта 

Комментарии 0