Яндекс Дзен

Туристический бум в Маслянино: почему спрос превысил предложение

Истории

Фото Виталия Никифорова

Небывалое явление для сельской глубинки: настоящее туристическое паломничество в Маслянинский район случилось этим летом. Популярность экскурсионных туров здесь настолько велика, что спрос уже превышает ресурсы.

Сюда за свежими впечатлениями едут не только жители Новосибирска и окрестных городов, но и иностранцы. А местное население в срочном порядке осваивает премудрости гостиничного бизнеса и новые профессии: гидов, инструкторов

О загадке туристического бума в Маслянино и какую роль играют в развитии внутреннего туризма местные власти – наш разговор с Еленой Воротниковой, директором центра развития туризма Маслянинского района.

– Местные власти рассматривали туризм как драйвер экономики уже давно. Важные шаги в этом направлении в районе сделали ещё задолго до того, как развитие внутреннего туризма стало трендом: заботились о создании инфраструктуры, об инвестиционном климате. Огромная заслуга в этом принадлежит Вячеславу Ярманову, экс-главе Маслянинского района, - рассказывает Елена.

Именно в рамках этой стратегии районные власти в начале этого лета пригласили Елену Воротникову в качестве специалиста: в Маслянинском район открылось муниципальное учреждение «Центр развития туризма», которое её и предложили возглавить. Елена занимается внутренним туризмом уже длительное время, а потому сразу смогла оценить почву, подготовленную в районе: и привлечение крупных инвесторов, и инфраструктуру.

маслянино.jpg

– Буквально на глазах Маслянинский район стал привлекательным местом для туристов. Поделитесь секретом, как добиться таких результатов?

– Очень важно не замыкаться на себе, а активно перенимать опыт, в том числе и международный. В Маслянинском районе создана отличная команда, в которую вошли как местные специалисты, так и представители из областного центра и других регионов России. 

Ещё один важный фактор – участие в государственных программах, в грантах. Для того, чтобы о нас узнали, мы заключили договор с крупным туроператором: они открыли здесь представительство и помогают рекламировать туры и экскурсии, которые мы совместно с местным населением создаём. В настоящее время спрос уже превышает наши ресурсы: желающих попасть к нам очень много. Словом, секрет — в успешном взаимодействии власти, бизнеса и прочих структур.

музей дети.jpg

– Вы упомянули подготовленную инфраструктуру. Что имеется в виду?

– Во-первых, сам по себе посёлок Маслянино больше похож на эко-парк: он очень ухоженный, стильный, красивый. Четыре года назад здесь появился совершенно европейского вида парк с отличным ландшафтным дизайном, где есть различные спортивные сооружения, прокат: сюда приезжают даже из  Новосибирска, чтобы провести там время.

Во-вторых, потрясающие сельские  музеи, созданные местным сообществом. В частности, интерактивный музей золотодобычи со штольней и избой старателя в селе Егорьевском,  где туристы осваивают старинные технологии по добыче золота. Есть прекрасный музей Владлена Бирюкова в селе Никоново, старинная изба купца Драничникова, где проводят театрализованные экскурсии.

Сейчас здесь строится эко-парк «Хомутина» – грандиозный проект, поддержанный министерством сельского хозяйства РФ и новосибирским министерством образования. Здесь будут современные скалодромы, глемпинги, образовательные площадки, тарзанки-зиплайны. Часть его уже построено, здесь располагается центр сплавов. Здесь будут реализовываться и образовательные программы, и сельский туризм будет развиваться. Строить его начали еще в «доковидные времена»: планировалось, что там пройдет международный форум «Сибирь здесь».

В сентябре в селе Бажинск открывается конный клуб со школой верховой езды и другими направлениями, в том числе с иппотерапией: это тоже мощный проект, аналогов которому в Новосибирской области нет.

Словом, здесь уже давно была готова почва для развития туризма и процесс шел постоянно. Этим летом,  возможно, Маслянино стало больше звучать в информационном поле, потому что  мы стали разрабатывать оригинальные  маршруты выходного дня  и активно предлагать их туристам.

музей бирюкова.jpg

– Откуда вы черпаете идеи для экскурсий?

– Всё прохожу своими ногами. Общаюсь с местным населением, с краеведами, с педагогами, хозяевами гостевых домов. Ищу контакты старожилов, увлечённых людей. Советуюсь  с инструкторами, со сплавщиками. Рождается идея маршрута, затем мы его прописываем, упаковываем и предлагаем. Получается интересно именно потому, что все создается общими усилиями. 

Сейчас у нас около 10 комплексных маршрутов, которые включают  одновременно: сплав, походы на водопады и скалы, знакомство со старинной деревней, выступление фольклорного коллектива, сельскую гастрономию, и обязательно сюрпризы – например, катание на тракторе или вездеходе. Представляете, сколько впечатлений у наших гостей за один день? Наши программы стали заказывать индивидуально, в подарок, даже свадьба у нас была по такому сценарию.

Также в Маслянино есть прекрасные места для размещения – часто бывает, что наши гости, которые планировали однодневный отдых, увлекаются, и остаются в гостевых домах. А там тоже предлагают развлечения – сплавы, экскурсии, походы. Но, конечно, их должно быть больше.

трактор елена.jpg

– Можно ли уже сейчас сказать о том, что туризм стал возможностью дополнительного заработка для местного населения?

– Да. Этим летом мы начали именно с этого: разрабатываем программы, в которых задействовано местное население. Мы привлекаем местных гидов, водителей, инструкторов для сплавов – все они прошли обучение и имеют удостоверение. Кстати, местное сообщество – это интереснейшие, талантливые, харизматичные люди, только ради знакомства и общения с ними стоит посетить наши экскурсии. Владимир Генрихович Окель из Никонова,  Николай Константинов из Суенги, Мария Попова из Егорьевска – замечательные гиды, которые могут все: и музеи строить, и истории рассказывать, и по реке покатать, и в поход сводить и великолепную атмосферу создать. Туристы пишут восторженные отзывы, и следующие гости едут уже в том числе для того, чтобы лично с ними познакомиться. 

 Конечно, для организации комплексных программ нужен руководитель, менеджер, который будет все структурировать. Сейчас я в этой роли. К слову, турфирма, с которой мы работаем, также сумела адаптироваться к особенностям такого вида туризма, активно сотрудничает с местным населением. Задействованы кафе, гостевые дома, фермеры, которые получили возможность продавать свою продукцию туристам. Словом, все, как на обычных туристических маршрутах.  Когда люди видят восторженные отклики, когда понимают,  что на этом можно зарабатывать, у них появляется энтузиазм: они готовы погружаться в эту сферу, учиться. Сейчас мы готовимся начать профессиональное обучение гидов: подготовим полтора десятка специалистов. А учителя и краеведы, которые водят экскурсии, уже получили возможность дополнительного заработка. Так что, внутренний туризм, это и создание дополнительных рабочих мест.

вездеход.jpg

– Это Маслянинский район такой удачный или же подобных результатов можно добиться и в других районах Новосибирской области?

– Район, безусловно, очень удачный. Это мини-Алтай: здесь и реки, дающие возможность организовать сплавы, и скалы Салаирского кряжа, и сельский туризм – фермеры, кони, пасеки. А ещё старые поселения и, конечно, удивительные люди – сельская интеллигенция. И, как было выше сказано, поддержка власти и личные усилия Вячеслава Ярманова. Так что, ресурсы здесь есть. Но ресурсы есть и в  других районах области. Однако, для того, чтобы туризм стал двигателем экономики, необходим профессиональный стратегический подход. Возможно, впоследствии наш опыт можно будет транслировать и в другие районы.

сплав.jpg

– Какие районы области могут быть перспективны для развития внутреннего туризма?

– Абсолютно все. Я давно работаю в этой сфере. Работала с Сузунским районом, участвовала в создании Музейно-туристического комплекса «Сузун-завод. Монетный двор»,  занималась исследовательской и проектной работой. Теперь Монетный двор – бренд, туда налажен постоянный туристский поток. Я начинала разрабатывать туда экскурсии по запросу местной администрации в то время, когда там еще были руины. Уже тогда это было интересно и перспективно. 

Тоже самое с Колыванью и старинным селом Юрт-Оры. Экскурсии туда я начала  разрабатывать ещё до создания инфраструктуры. Тогучинский район с живописными сопками, лесами и реками. Куйбышев, о котором незаслуженно мало говорят: в старинном городе Каинске можно организовать потрясающие маршруты. Ордынка, Караканский бор – туда сейчас турфирмы активно отправляют туристов. 

Другой вопрос, что всё это можно сделать куда круче и масштабнее, чем сейчас. К примеру, есть мысль объединить туристическим маршрутом Маслянино и Сузун: здесь есть историческая связь. В Маслянинском районе золотодобыча, а там – Монетный двор. И это совершенно не местечковая история, Монетный двор появился по указу Екатерины Великой, а слиток золота, найденный на территории современного Маслянинского района, Егор Канкрин, министр финансов России, подарил Николаю I.  Можно сделать такой маршрут, который станет российским брендом. И всё это возможно.

глина.jpg

– А отдаленные районы, такие как Кыштовский, Чулымский, Северный?

– Точно также можно развить и эти районы. История есть везде. Везде своя природа, гастрономия. Просто всё это нужно упаковывать, нужен сервис, места размещения, хорошие гиды. И, конечно, нужна поддержка и заинтересованность власти. Но для сельской власти внутренний туризм не всегда понятен. Может, быть нужно обучать, показывать, чтобы люди смогли посмотреть, как это делают другие.

– Но даже заинтересованности власти мало. К примеру, в Бердске власти не один год говорят о развитии туризма, однако ничего не двигается.

– Нужно приглашать специалистов, которые умеют это делать. Может быть даже на аутсорсинг. Может быть, стоит обратить внимание на опыт Маслянино, где создали специальное учреждение.

кони.jpg

– Неужели совсем никаких проблем?

– Конечно, они есть. Во-первых, нужно повышать престиж отдыха в сельской местности. Не секрет, что существует стереотип: «что там можно увидеть». Для этого необходимо создавать такие туристические программы, которые покажут, что такой вид отдыха может быть интересен. Это однодневные и двухдневные программы, в которые будет включено всё. 

Во-вторых, необходим хороший сервис, предусмотреть места размещения, разработать событийные программы. Есть проблема и в информационном вакууме: люди не знают о возможностях внутреннего туризма, о том, где можно остановиться. Нужно вкладывать силы и средства в грамотное продвижение. 

Ещё одна проблема в отсутствии системы: разрозненные места никак не увязаны между собой нитками комфортных маршрутов. Именно над этим мы сейчас и работаем. Нужно понимать, что как только всё это будет создано и туристские потоки потянутся, появятся и инвесторы, которые увидят, что можно сюда вкладываться: можно строить гостевые дома, помогать с техникой для сплавов и зимних развлечений. Сейчас стали постоянно подходить люди с предложением организовать кемпинг или построить гостевой дом. Одновременно притягиваются и журналисты, которые рассказывают о развитии туризма в районе, потому что у нас происходят интересные события.

суенга.jpg

Наталья Сковрунская







Поделиться новостью: