Геополитическая ситуация внесла коррективы в международные отношения. Это коснулось и авиации. Почти все крупнейшие российские авиакомпании были вынуждены отказаться от международных рейсов. Это произошло после закрытия воздушного пространства над Евросоюзом. Более того, на западе хотят задушить авиационную отрасль: крупнейшие государства ввели ограничения на поставку запчастей для самолётов. Можно было сказать: пора развивать внутренние рейсы. Но перелёты в России тоже частично ограничили на юге страны из-за спецоперации. Летать там сейчас просто небезопасно. Росавиация уже в пятый раз рекомендовала остановить перелёты до 1 апреля 2022 года в Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элисту.
Новосибирские стюардессы почувствовали изменения. Их работа частично или полностью приостановлена в некоторых компаниях. Они рассказали, в какой ситуации они оказались.
28-летняя Светлана* работает в S7 четыре года. И не впервые сталкивается с такой ситуацией. Что-то похожее произошло во время разгара пандемии COVID-19. Множество рейсов отменили: внутренние и заграничные. Несмотря на это, в 2021 году Светлана и её коллеги держались до конца на работе.
Постепенно вирус отступал, появилась надежда, но новая «катастрофа» обрушилась на представителей авиапкомпаний. Доходы снова сократились: зарплата стюардесс напрямую зависит от количества перелётов.— В кризис люди готовы были по очереди сидеть в недельном отпуске за свой счёт. Для компании это выгоднее, чем платить компенсацию из-за сокращения сотрудника, — рассказала Светлана «КП-Новосибирск».
— У меня в этом месяце зарплата снизилась на 15%. Бонусов за заграничные рейсы и доплат за переналет сейчас нет. Кроме того, систему льготных билетов для самостоятельных путешествий в другие страны частично отменили, — описывает ситуацию бортпроводница.
Если в 2020 году она держалась, то сейчас уже думает уйти из отрасли. Если во время пандемии была надежда, то сейчас Светлана уверена: улучшений в ближайшее время не будет точно.
29-летняя стюардесса Маргарита* более четырёх лет работает в воздухе в компании AzurAir. В отличии от Светланы, она всей душой живёт полётами и не хочет уходить из этой сферы. Тем не менее, её работодатель приостановил перелёты на полгода.
— Мы не привыкли сидеть дома. В нормальных условиях мы путешествуем, заводим новые знакомства. А сейчас как вольные птички в клетке, причём отнюдь не в золотой, — рассказывает Маргарита.
Раньше у неё была хорошая зарплата в 85 тысяч рублей, но сейчас на её счёт приходит только часть оклада – 13 тысяч рублей. При этом никакой работы нет. Во время пандемии, когда были сокращённые рейсы, она получала 45 тысяч рублей.
Мария надеется, что санкции не убьют авиацию в России. Она уверена, что кризис закончится, рейсы вернутся.
*Имена героев публикации изменены.