Яндекс Дзен

Планы на тепло: Новосибирск и другие города

Город
Планы на тепло: Новосибирск и другие города

Фото unsplash

С 1 июля 2022 года Новосибирск может перейти в ценовую зону теплоснабжения. С таким предложением к муниципальным и региональным властям обратилась «Сибирская генерирующая компания».

В случае перехода на новую модель рынка тепла в ремонт новосибирских теплосетей за 10 лет СГК вложит 15 миллиардов рублей (без учета НДС). Всего же программой опережающих инвестиций предполагается вложить 20,5 миллиарда рублей, причем большую часть – 2/3 - в первые шесть лет действия программы. Такие масштабные инвестиции становятся возможны, т.к. при переходе в ценовую зону теплоснабжающие организации получают предсказуемость возврата средств - предельный уровень стоимости услуги теплоснабжения устанавливается сразу на 10 или 15 лет. На этот же срок устанавливается индекс, на который цена будет повышаться в дополнение к инфляции (ИПЦ). «При переходе в ценовую зону Новосибирска тариф на тепло ежегодно будут увеличиваться на индекс потребительских цен +2,9%. На следующий год ИПЦ составит 4,3%, следовательно, в абсолютных цифрах цена за гигакалорию при переходе в ценовую зону составит 1614,4 рубля», - рассказали в СГК. В компании отметили, что даже при таком тарифе стоимость оказания услуг по теплоснабжению будет одной из самых низких в городах-миллионниках.

Таким образом, потребители не будут сталкиваться с резкими тарифными скачками, но при этом получат более высокое качество теплоснабжения уже в течение нескольких лет после перехода в ценовую зону. Для Новосибирска, где, по оценкам СГК, три четверти теплосетей имеют возраст более 25 лет, новая модель рынка тепла даст возможность изменить ситуацию в теплоснабжении.

Опыт сибирских городов

За последние 3 года более 10 крупных российских городов перешли в ценовую зону теплоснабжения. Пионером в России стал сибирский город Рубцовск, а в 2020 году по новой схеме стали работать Барнаул, Ульяновск, Оренбург, с 2021 года — Пенза, Самара, Чебоксары, Владимир, Прокопьевск, Канск, Бийск. Со следующего года в ценовую зону переходят Пермь и Иваново.

В соседнем с Новосибирском Красноярске решение о переходе в ценовую зону принимали в течение года. В администрации Красноярска рассказали, что если раньше энергетики ремонтировали 1-2 километра теплотрасс в год, то после перехода в ценовую зону объёмы ремонта выросли до 34 километров в 2020 году, а в в 2021 году переложили уже 61 километр теплосетей.

В Алтайском крае на новую схему перешли уже три города. В комитете по энергоресурсам и газификации города Барнаула отметили, что переход в ценовую зону позволил городу увеличить надежность теплоснабжения потребителей и качество коммунальных услуг. В прошлом и этом годах в восстановление и реконструкцию теплосетей Барнаула СГК инвестировала больше 2,3 млрд руб. (без учета НДС). За два года количество отключенных из-за порывов потребителей сократилось с 389 тыс. до 253 тыс. человек. При этом для части потребителей в Барнауле тариф в 2020 году был снижен на 41%.

Опыт европейских городов

В европейской части России первым на новую модель рынка тепла перешел Ульяновск — в 2020 году.

Инвестиции ПАО «Т Плюс» в инфраструктуру теплоснабжения были увеличены почти на четверть, в ближайшие 10 лет финансирование в развитие теплоснабжения составит 9,5 млрд руб. (с НДС). Благодаря переходу на новую модель в городе снизилось количество повреждений на тепловых сетях, в ближайшем будущем энергетики обещают сократить и технологические потери с 16% до 13%. Инвестиции также позволят перевести город на закрытую схему горячего водоснабжения, в которой на производство тепла для подогрева воды будет расходоваться меньше топлива. Вследствие перехода в ценовую зону рост тарифа в Ульяновске в прошлом году оказался одним из самых низких для центрального теплоснабжения — в среднем на 2,3%, а для половины населения стоимость Гкал поднялась всего на 0,5%.

В Самаре планируемые объемы инвестиций в теплоснабжение в период 2020-2034 годов составят 29,8 млрд руб. Из этих средств больше половины будут вложены в модернизацию тепловых сетей, еще 13 млрд. позволят заменить муниципальные сети. Всего заменят свыше 300 км всех трубопроводов города, практически полностью модернизировав самарский тепловой узел. Общий износ коммуникаций снизится со 72% до 57%.

Кто будет осуществлять контроль?

Все обязательства, которые возьмет на себя теплоснабжающая организация в случае принятия программы опережающих инвестиций, будут закреплены в схеме теплоснабжения города, которая ежегодно актуализируется, и в Соглашении о реализации схемы теплоснабжения — документе, подписываемом между муниципалитетом и единой теплоснабжающей организацией, а исполнение будет на контроле Минэнерго РФ и региональных властей. По закону единая теплоснабжающая организация обязана обеспечивать оговоренный в соглашении уровень качества теплоснабжения и его надежность.

Сергей Бухаров, независимый эксперт по теплоэнергетике, также поддерживает идею создания общественного органа, который будет контролировать исполнение инвестпрограммы. «Важно, чтобы это был работающий орган, чтобы его участники захотели разобраться в вопросе”, — комментирует эксперт. Он уверен, что осуществить модернизацию теплосетей города за счет инвестиций только теплоснабжающей организации невозможно. «Всякий инвестор рассчитывает на возврат средств, а инвестиции без обеспечения возврата — это благотворительность, — комментирует эксперт. — Тарифное регулирование не дает гарантий возврата инвестиций. Я за свой более чем 20-летний опыт занятий тарифным регулированием знаю достаточное случаев, когда решение по установлению обещанных тарифов пересматривались, при этом в отдельных случаях компания могла уже прокредитоваться, заключить договора с подрядчиками, оплатить выполненные работы».

 

 

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт


Поделиться новостью:

Добавьте ГОРСАЙТ в избранное