Яндекс Дзен

Хоронили бутылки с водой: 20 лет авиакатастрофе над Черным морем

Истории
Хоронили бутылки с водой: 20 лет авиакатастрофе над Черным морем

Фото Горсайта

Ровно 20 лет прошло с момента страшной авиакатастрофы над Чёрным морем: 4 октября 2001 года самолёт авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск был сбит военной ракетой и рухнул в море. Все члены экипажа и пассажиры, среди которых большинство было новосибирцами, погибли.

Этот день оставил глубокий след в сердцах новосибирцев: в память о погибших на Заельцовском кладбище установлен мемориал. Но могилы погибших в той катастрофе есть и райцентрах. Так, в списке погибших тем октябрьским днём над Чёрным морем есть и фамилия кыштовчанина Виктора Русинова. Мужчина сел в тот самолет, чтобы навестить мать, которая жила в Кыштовке. Новость об авиакатастрофе буквально оглушила кыштовчан. Никто и предположить не мог, что такая страшная весть может коснуться близких людей. А Русиновы в Кыштовском районе люди известные.

На Кыштовском кладбище могила Виктора Русинова. Он похоронен рядом с отцом и матерью. В могиле – бутылка с водой из Черного моря. Её привез для захоронения сын Виктора Илья.

На Заельцовском кладбище Новосибирска мемориал  памяти жертв той авиакатастрофы. На граните высечены 78 имен. Дата смерти у всех одна – 4 октября 2001 года. И спустя 20 лет к мемориалу все ещё несут цветы. Родственники погибших не смирились с гибелью близких людей. 


Ту страшную трагедию жители Новосибирской области помнят до сих пор: 4 октября 2001 года в 13.44 самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Тель-Авив — Новосибирск, вдруг пропал с экранов радаров. В этот момент воздушное судно находилось над Чёрным морем на высоте 11,1 тыс метров, его скорость составляла 850 км/ч. Буквально за минуту до этого был зафиксирован звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь. На записи сигнала были слышны крики человека. В течение нескольких секунд поступило ещё несколько таких сигналов, где также слышны были крики членов экипажа. По обрывкам фраз можно было подумать, что на борту самолёта внезапно возникла аварийная ситуация. После этого лайнер и пропал с экранов. Судьба 66 пассажиров и 12 членов экипажа в тот момент была неизвестна.

Но как сообщил вскоре экипаж Ан-24 авиакомпании Armavia, находящийся неподалёку, они увидели над самолётом до Новосибирска вспышку света. После чего лайнер рухнул в море. Как решили тогда, виной всему был теракт, ведь в памяти были свежи сцены тарана самолётами башен-близнецов в Нью-Йорке. Израильская сторона сразу отмела эту версию, доказывая, что в аэропорту настолько строгий режим контроля, что пронести взрывное устройство на борт не смог бы никто.

Но вечером того же дня стало известно, что 4 октября 2001 года украинские военные проводили учения, в рамках которых осуществляли стрельбы. В 13:41:20 по Москве первым дивизионом 96-й зенитной ракетной бригады войск ПВО Украины был осуществлён пуск ракеты, которая должна была попасть в мишень, летевшую в 26-28 км от точки старта ракеты. Но в то же время с теми же курсовыми координатами, в том же направлении, только на дальности в 260 км, летел самолёт Ту-154. В первое время украинские военные категорически отвергали свою причастность к катастрофе.

Началась спасательная операция. Вот только спасать было некого – из 78 присутствовавших на борту не выжил никто. Сперва удалось лишь обнаружить несколько обломков самолёта и тела 14 погибших пассажиров, плавающие на поверхности моря. В месте гибели самолёта глубина составляла свыше 2000 метров, дно было сильно заилено, что мешало поисковым работам. Тем не менее кроме останков тел, были найдены 404 фрагмента лайнера, личных вещей и одежды пассажиров. На извлечённых фрагментах насчитали 460 пробоин.

На основании этих и других данных, собранных в ходе поисковых работ, комиссия по расследованию авиакатастрофы, созданная Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), приняла решение, что Ту-154 был сбит «боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитного комплекса С-200В» и что ракета была запущена из района, где в это время проходили учения войск ПВО Украины. Позже украинское правительство перечислило 7 809 660 долларов для выплаты родственникам погибших российских пассажиров и 7 500 000 долларов для выплаты родственникам израильских пассажиров.

03.jpg

А спустя ещё десяток лет на Украине решили пересмотреть причины трагедии лайнера: поскольку бортовые самописцы так и не были найдены, украинские эксперты решили, что выяснение абсолютно достоверных причин катастрофы невозможно. Они же выдвинули предположение, что самолёт пострадал из-за взрывного устройства, спрятанного в самом лайнере. Такая версия категорически не устроила родственников погибших: пять лет назад они создали петицию с требованием к властям Украины признать свою ответственность в произошедшем.

«Прошло почти 15 лет, но мы не считаем, что срок давности этого преступления истек! Украинский суд отклонил иски авиакомпании «Сибирь». По непонятным причинам расследование не продолжилось в международных судах, что бросает тень на международное сообщество. Сегодня мы просим Объединенные Нации исправить эту ситуацию. Украинские военные, скорее всего, допустили техническую ошибку. Но поведение высших должностных лиц Украины тех лет, прямо покрывавших ужасное преступление, вызывает оторопь у любого цивилизованного человека. Семьям погибших не вернуть назад родных, но безнаказанность совершивших и отрицавших это преступление на высшем уровне чиновников - опасный прецедент для всего мира в целом и для самой Украины, в частности», — заявляли они в петиции, которая собрала 140 подписей и была закрыта.

Анна Фёдорова

Автор:


Поделиться новостью:

Похожие новости