Яндекс Дзен
Истории

Куда пропали сапожники в Новосибирске, рассказали мастера обуви

Международный день сапожника отмечают во всём мире 26 ноября. Профессия востребована во все времена – обувь, как и одежда, одна из первейших нужд человека. Но почему тогда в Новосибирске так сложно найти мастера, который изготовит обувь на заказ? Разбирался Горсайт.

Казалось бы, кому нужна индивидуально пошитая обувь, когда в каждом торговом центре найдёшь десятки обувных магазинов. Однако эта услуга, оказывается, весьма востребована в Новосибирске: сапожки, ботиночки, туфельки на заказ требуются и людям с нестандартными размерами ноги, и артистам. Именно те, у кого слишком маленькая или слишком большая нога, высокий подъём стопы, выпирающие косточки, в поисках комфортной и красивой обуви готовы платить любые деньги. Но найти мастера, способного осуществить желания заказчика, даже в таком мегаполисе, как Новосибирск, непросто.

— Мастеров, которые могут это сделать, в Новосибирске очень мало. Думаю, потому, что это непростое занятие – это тебе не обложку на паспорт сделать, — считает Светлана Кондратова, мастер по коже, в том числе занимающаяся и пошивом обуви. — В основном, конечно, этим занимаются иностранцы с ближнего зарубежья. У них как-то из поколения в поколения, что ли, передают эти навыки, знания, профессия. А своих мастеров у нас мало. Я сама когда-то оканчивала институт по специализации конструктора, стилиста кожи. Непосредственно конструирование и технологию нам в институте преподавали, а уже как изготовить вручную, позже сама узнала: в институте были заложены основы, понимание, как это делать, а тонкости уже искала в интернете, на практике отрабатывала. Сейчас сама мастер-классы провожу по изготовлению для кожевников. У нас есть чат кожевников – Новосибирск, Кемерово, Барнаул. Оттуда ребята приходят на практику, чтобы научиться делать обувь – от выкройки до окончательных этапов.

светлана.jpg 

Светлана и сама шьёт обувь, и других этому учит.

Вадим Воронов, директор ателье обуви в Новосибирске, видит две причины того, что в нашем городе так мало сапожников, изготавливающих индивидуальную обувь.

— Нигде этому не учат, — говорит он. — Раньше, в советское время, была система бытового обслуживания, там непосредственно обучали мастерству. Были училища, которые учили сапожников шить заготовку. Сейчас их меньше, да и у них проблема: как мне там говорили несколько лет назад, люди приходят ради общежития — обучаешь их, а работать они не идут. Хотя, конечно, те же заводы обувные берут где-то кадры, но найти такого мастера, чтобы знал дело от начала до конца, с этим сложнее на порядок. Ещё одна причина того, что мастеров мало — в малой востребованности услуги.

Тем не менее, от недостатка заказов ни Светлана, ни Вадим не страдают. Для Светланы это не основное занятие – она работает и с другими изделиями из кожи, обувь делает редко и далеко не всем. Тем не менее есть постоянные клиенты. И это не всегда те, кто нуждается в особенной обуви из-за особенностей ноги, многие пытаются таким способом сэкономить. 

— Иногда показывают картинку обуви, найденной в заграничных магазинах, и просят такую же: сделать её будет дешевле, чем заказать из-за рубежа, — объясняет она. — Сначала показывают, что хотят, мы обсуждаем детали. Хотя есть у меня один заказчик, который обычно просит, сделать под него что-нибудь. «Ты меня хорошо знаешь, сделай на такой-то или такой-то сезон», — говорит он. Я делаю, а он потом приходит, прыгает от восторга и тут же переобувается и уходит, — улыбается мастер. 

Нередко, по словам Вадима Воронова, заказывают аналогии какой-то оригинальной фирменной обуви – сделать её на заказ выйдет новосибирцам дешевле, чем покупать в магазинах. Но всё же чаще всего заказчики ателье обуви в Новосибирске – это люди с особенностями ног или артисты.

ателье.jpg 

Вадим Воронов говорит, что в ателье готовы воплотить самые разные идеи заказчика.

— Знаю, что Дед Морозы и Снегурочки на Новый год заказывают обувь, — говорит Вадим Воронов. — Но не у нас. У нас немного другая система: мы создали около 300 своих моделей. К нам приходят: что-то нравится — меряют. Если подошло — покупают, если нет — значит делаем им на заказ. Цена зависит от того, нужно моделировать или нет – от 5 до 7 тысяч. Но есть и те, конечно, кто приходит со своими моделями и мы делаем всё по их дизайну. Часто заказывают обувь артисты — нашу работу, например, можно видеть в последней премьере Оперного театра «Дидона и Эней». И это не первая наша работа для Оперного.

Изготовить такие большие — для всех артистов спектакля — объёмы продукции для ателье не проблема: по словам Вадима, в месяц они выпускают 100-200 пар обуви. Над ними трудятся сразу несколько сапожников: один конструирует, другой кроит, третий шьёт, четвертый натягивает на колодку. В итоге на изготовление одной пары обуви заказчика уходит два дня. У Светланы другой подход – обувь от и до она делает сам. Поэтому и сроки изготовления другие — от недели до месяца.

svetlana__kondratova-image-26-11-2020.jpg

Светлана признаётся, что иногда все элементы делает вручную. Иногда же использует и машинку.

— Но опять же, это я не делаю круглые сутки одни башмаки, потому что у меня много других занятий по коже, — говорит она. — Но мои заказчики знают и готовы к этому. Многие заказывают заранее: вот сейчас зима, значит уже пора готовить обувь на лето!

Ася Малютина, фото со страниц Ателье Обуви и Светланы Кондратовой в Instagram  

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей