Яндекс Дзен
Истории

Режиссёр из Лондона сняла фильм про секретный завод в Бердске

Фильм «БЭМЗ. История перехода одного советского завода к капитализму» стал дипломной работой бывшей сибирячки, а ныне жительницы Лондона, Нади Городецкой. Автор рассказала Горсайту, почему решила снять документальный фильм про легендарный бердский завод, и с какими сложностями ей пришлось столкнуться.

Впервые Надя Городецкая попала на БЭМЗ будучи ещё совсем юной девушкой: в возрасте 16 лет она пришла работать в бердскую газету «Свидетель» фотокорреспондентом. Завод оставил неизгладимые впечатления – для молодого фотографа это был настоящий островок советского прошлого. Спустя годы, когда возник вопрос о съёмках, она поняла, что хочет снимать только документальное кино и только завод, так запавший в душу. Но реализовать идею оказалось не так уж просто.

Последние 10 лет девушка живет в Лондоне, зарабатывает там съёмкой роликов. В какой-то момент девушка поняла, что ей не хватает профильного образования и она пошла учиться в Санкт-Петербургский институт кино и телевидения.

надя.jpg

– К концу шестого курса нужно было снять дипломную работу, фильм. Почему-то меня совершенно не интересовали игровое кино, мне хотелось делать только документальное. У меня не было других идей, кроме как снять документалку про завод: я помнила свои впечатления от посещения БЭМЗа, советские интерьеры, портрет Ленина на стене, хотя к тому моменту прошло уже много лет после развала СССР. В тот момент я ещё не до конца понимала, о чём будет этот фильм. Мне жутко захотелось вернуться в это атмосферное место, казалось, что на месте я пойму, что это будет за история.

Надя обратилась к бывшим коллегам в редакцию бердской газеты, где когда-то работала, чтобы попросить контакты руководства БЭМЗа. Позвонила туда из Лондона и сказала: «Хочу снять фильм про БЭМЗ». Прежде чем дать ответ, администрация заводы навела справки: что за англичанка рвется на секретное производство?

– Мне разрешили приехать. Первый раз я приехала в Бердск с одной небольшой камерой – больше у меня ничего не было. Меня поводили по заводу несколько часов. Я снимала все подряд, получилось что-то совершенно несуразное. Сделала минутный ролик. Думала, что с этим делать, – вспоминает Надя.

Позже девушка узнала о существовании организации, которая поддерживает начинающих режиссёров-документалистов: там ей помогли определиться с концепцией фильма, понять, о чём будет история. В ВУЗе идею сочли вполне жизнеспособной, и Надя снова связалась с руководством завода.

– Мне дали добро. Я купила билеты и уже почти собрала чемоданы, когда на заводе засомневались, стоит ли меня туда пускать. Теперь мне не давали даже гарантии, что пустят меня на территорию завода. Главным аргументом было то, что производство действующее, кроме того они работают на оборонку, на космос. Видимо, закрались какие-то подозрения…

Но… билеты были уже куплены, кроме того, режиссёр уже успела собрать команду помощников, которые должны были участвовать в процессе съёмок.

– Я приняла решение всё же ехать. У нас было 40 кг оборудования, но не было никаких гарантий, что мы съездим в Сибирь не зря.

10.jpg

Режиссёр признаётся, что работать было непросто: снимать на заводе ей практически не позволили. Непосредственно на заводе было разрешено поснимать лишь полдня, причем в последние дни пребывания съемочной группы. В результате на БЭМЗе была только запись интервью и коротенькая экскурсия. На выручку пришли кадры из первой поездки.Сейчас девушка понимает, что без этих кадров фильма могло бы вообще не быть.

– В основном снимали интервью на улицах города, какие-то места в городе, так или иначе связанные с историей завода. Повезло, что мне удалось снять юбилейные мероприятия – я приехала специально к 60-летию завода. Рада, что получилось снять праздник: это было живо, колоритно. Кроме того, я познакомилась с режиссёром из Бердска, которая снимала фильм к юбилею завода, с Татьяной Свиридовой. Она поделилась со мной оцифрованными архивными съемками.

… Фильм Нади начинается кадрами из космоса: космонавты поздравляют БЭМЗовцев с юбилеем завода и говорят о его роли в развитии космоса.

– Это самое крутое, что есть в фильме и это снимала не я, – смеется девушка, добавляя, что кадры из космоса были записаны специально к юбилею завода и показаны на торжестве. Режиссёр же просто попросила эту запись и разрешение на её использование.

Затем была долгая работа по расшифровке всех интервью, монтажу – было более 20 версий, – звукорежиссуре.

В ВУЗе работу Нади оценили высоко. Понравился фильм и самим БЭМЗовцам – девушка отправила готовую версию на завод. Сама же она относится к своей первой работе довольно критично: «ничего особо выдающегося, но вроде и не ужасно».

– Это мой первый документальный фильм. Я не могла на него смотреть. Когда работа была завершена, я его отложила на целый год и просто не смотрела его, никому не показывала. Да я и до сих пор не могу его смотреть, потому что процесс его рождения оказался слишком болезненным, было очень много преград.

12.jpg

– Я ужасно боялась (и до сих пор боюсь), что задену чувства тех, кто работает и работал на заводе, что кто-то обидится. Я этого совсем не хотела. Мне хотелось показать историю завода: как он выжил, когда всё рушилось, как менял направление и как всё же удалось сохранить производство, превратив социалистический завод в капиталистический. Об этом моя история. И я вовсе не искала во всём этом какую-то чернуху, какой-то негативный подтекст: а во время съёмок меня всё время в этом подозревали. И даже если это не говорилось прямым текстом, я всё время чувствовала настороженное отношение к себе.

Документальный фильм Нади Городецкой «БЭМЗ. История перехода одного советского завода к капитализму» можно увидеть здесь.

Наталья Сковрунская



ПОДЕЛИТЬСЯ:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей