ХК «Сибирь» обыграл «Барыс» — 2:1
У сибирячки ювенальная юстиция Италии забрала дочь прямо из школы
Сказки не получилось
Алина познакомилась с румыном Думитру Валеан...
Новый год в привычном всем нам виде стал праздноваться со времён Петра I. Как отмечали праздник тогда и как изменилась встреча нового витка времени с годами?
Как украшали дом
До XV века календарный новый год наступал 1 марта, а с XV века – 1 сентября. В то время это был религиозный праздник: на Соборной площади Московского Кремля проходила церковная служба «О начатии нового лета», а после начиналась обедня.
– Пётр I, который в своих преобразованиях во многом ориентировался на европейские традиции, приказал ввести летоисчисление не от сотворения мира, а от предполагаемого рождения Иисуса Христа в 5 508 году от сотворения мира, а календарный новый год начинать 1 января, – рассказал ЧС-ИНФО историк, главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин.
Впервые в России отметили Новый год в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года. Пётр I приказал украсить главные улицы Москвы и дома знати хвойными деревьями и ветками по образцу европейцев, которые жили в Немецкой слободе около Москвы. Горожанам рекомендовали зажигать на улице костры, запускать фейерверки, а также поздравлять друг друга. Гуляния продолжались семь дней.
В XIX веке Новый год и Рождество дополняли друг друга. Устанавливали и наряжали новогоднюю ёлку перед Рождеством, которое приходилось на 25 декабря, а убирали дерево после Крещения 19 января.
Тогда и украшали ёлку по-другому: поскольку праздник был религиозным, на макушку помещали Вифлеемскую звезду, а на ветки развешивали фигурки ангелов, а также сладости, фрукты и орехи.
– Эти традиции прервал последний российский император Николай II. В 1915 году немецкие военнопленные в одном из госпиталей отпраздновали Рождество, что вызвало возмущение. И тогда Николай II запретил устраивать ёлки на Рождество, – рассказал Владислав Кокоулин.
Большевики в декабре 1917 года запрет отменили и рождественские ёлки вновь стали устанавливать в общественных местах. А в 1918 году они ввели летоисчисление по григорианскому календарю, чего не сделал Пётр I. В результате расхождение между европейским календарем и российским сперва составляло 11 дней, а потом 13).
Поскольку церковь была против большевиков, то они не признали этот большевистский декрет. Так появилось «православное Рождество» 7 января и «старый Новый год» 13 января.
– А поскольку современные россияне готовы праздновать и католическое Рождество 25 декабря, то у нас получился целый цикл праздников – от католического Рождества 25 декабря до Крещения, которое православная церковь должна праздновать 6 января по юлианскому календарю, но празднует тем не менее 19 января по григорианскому календарю.
В конце 1920-х годов большевики решили «покончить с религиозными и буржуазными предрассудками» и отменили празднование Нового года. Однако в 1935 году в борьбе с очередным «левым уклоном» ёлку вернули на место. Однако верхушку дерева теперь украшала уже не Вифлеемская звезда, а советская – красная. Игрушки тоже стали под стать времени – кремлёвские башни, снопы пшеницы, а дальше – космонавты, снопы кукурузы, искусственные спутники земли.
Чем угощались
Мандарины на новогоднем столе появились ещё в Российской империи – при Николае II. И когда позднее, в эпоху тотального дефицита, продуктов мандарины стали недоступной роскошью, советские люди «добывали» их всеми силами, чтобы украсить новогодний стол.
Салат «Оливье» появился на новогоднем столе уже после войны – продуктов было мало и сделать салат из того, что есть в магазине, добавив в крайнем случае сметаны вместо дефицитного майонеза, было под силу любой советской хозяйке.
Конечно, в годы войны и послевоенное время новогодний стол был достаточно скромным – часто вместо шампанского и рождественского гуся выставляли водку и варёную картошку с нарезанной селедкой с луком. А с 1949 года в советском календаре появился еще один выходной – 1 января.
Как праздновали Новый год в Новосибирске
Первоначально новосибирцы отмечали в основном Рождество, которое до революции приходилось на 25 декабря. В этот день накрывали рождественский стол и катались с горки на берегу Оби.
– Казалось бы, в годы революции и Гражданской войны было не до праздников. Но нет! Новый, 1919 год, горожане отпраздновали настолько бурно, что рассказы о попойках и буйствах на благотворительных вечерах и в общественных местах попали на страницы многих сибирских газет, – рассказал историк.
Когда при Сталине ёлку официально вернули, то в Новосибирске появилось два ёлочных базара: возле театра «Красный факел» и в загородном питомнике.
– В магазинах можно было купить наборы ёлочных «идеологически правильных» игрушек, но стоили они довольно дорого, поэтому горожане мастерили игрушки из бумаги, картона, веточек и шишек. А также из фольги, в которую заворачивались шоколадные конфеты. Главная городская ёлка в те годы устанавливалась в Первомайском сквере, – добавил Владислав Кокоулин.
Город рос, стали появляться общественные ёлки и ледовые городки в других районах.
– Но самым необычным оказался новый, 1952 год – тогда в январе на площади Ленина можно было покататься на верблюде!
Современный вид праздник приобрел в 1970-е годы, когда появились последние его обязательные атрибуты – фильм «Ирония судьбы» и новогоднее обращение главы государства.
Время не стоит на месте, и новые элементы в праздновании Нового года появляются постоянно. Так, очень сильное влияние оказало повальное увлечение «востоком» в 1990-е – начале 2000-х годов. В советское время не было никаких зверей, зато сейчас мы обязательно отслеживаем, какое животное будет хозяйничать весь следующий год: как одеваться, что ставить на стол, что дарить.
Стоит отметить, что новые традиции празднования Нового года никогда не отменяли старые – они в большей степени их дополняли. В итоге в современном российском Новом годе причудливо сочетаются христианские, советские и восточные мотивы.