Лента новостей









Учителя из Новосибирска рассказали, как относятся к сокращению уроков до 6 в день

Недавний приказ Минпросвещения РФ изменил рекомендации к расписанию уроков в школах. Педагоги, по мнению властей, не должны вести более 6 уроков в день. Как нововведение повлияет на учебный процесс и как к этому относятся сами учителя – в материале Горсайта.

Фото Виктории Рыжих / Горсайт

Нормы часов

Преподаватель одной из школ Новосибирска высказал в беседе с Горсайтом мнение, что качество обучения детей при сокращении часов не пострадает, но важно, чтобы соблюдались некоторые условия.

«Самое главное, чтобы школа была обеспечена достаточным количеством учителей. Ставка – 18 урочных часов + 18 внеурочных. Пять уроков даже на пятидневке – уже 25 часов, если по шесть – 30 часов. При новых рекомендациях проблема возникнет у школы: где найти столько сотрудников, ведь сейчас многим «предлагается» ставка выше, чем 30 урочных часов. Некоторые работают по 35-40 часов, это позволяет «закрыть» больше классов. А учителей сейчас и так мало, и ситуация лучше не становится», – рассказал Горсайту Юрий.

Также мужчина добавил, что иногда педагоги сами берут повышенную ставку, так как хотят больше зарабатывать – получается, при новом законе они лишатся возможности увеличивать доход таким способом.

«Считаю, что государство может ввести такое требование, но выполнять его школы вряд ли будут, особенно, если есть дефицит кадров», – добавил Юрий.

По мнению педагога, остро не хватает учителей русского языка, математики, иностранных языков, физики, химии, биологии и географии.

«По этим предметам нагрузка порой доходит до 40 часов в неделю и даже более, потому что на сегодняшний день отрасль образования испытывает катастрофический дефицит кадров», – рассказала  Горсайту директор 168-ой школы Анна Григорьева.

По словам директора, ситуация с учителями начальных классах сейчас немножко улучшилась за счёт активной подготовки кадров в двух колледжах. Но и этого не хватает.

«Есть школы, где учителя вынуждены брать по два класса. То есть один класс – в первую смену, другой – во вторую. Это, конечно, очень тяжело, но ситуация обязывает», – поделилась Анна Григорьева.

Новая норма, предложенная законодателями, в 5-6 уроков в неделю соответствует 24 рабочим часам.

«Вы знаете, 23-24 часа – это оптимальная нагрузка для молодого специалиста. Мы стараемся молодых учителей сильно не нагружать – именно потому, что они просто физически не успевают иначе подготовиться ко всем урокам. Но в условиях кадрового голода, безусловно, проблему перегрузки никак не решить», – уверена директор.

ulybausiisa-ucitel-v-klasse.jpg

Фото сгенерировано ИИ / ru.freepik.com

Как рассчитывается нагрузка по обучению детей с ОВЗ

На занятость учителей влияет не только количество уроков, но и то, кого они учат. Например, времени на обучение детей с ОВЗ нужно больше.

«В нашей школе сейчас 61 ребенок с ОВЗ. Это два полноценных класса. Если ребёнок учится в условиях инклюзии – он сидит с ребятами в классе, может заниматься и осваивать материал, но к нему, конечно, нужен особый подход – это не сложно, здесь не увеличивается часовая нагрузка учителя. А вот если речь идёт об индивидуальном учебном плане – а у нас больше половины таких детей, – это дополнительные часы. Есть дети с тяжёлым нарушением речи – логопедические дети – им количество часов русского языка и литературы я не могу сильно сократить, им требуется установленное время», – объяснила Анна Григорьева.

Она переживает, что детям просто не будет хватать времени на освоение материала в столь сжатые сроки.

1 из 4 молодых учителей – уходит

В 168-ой школе число молодых учителей до 35 лет составляет почти половину – 40%, уверяет директор.

«Это неплохой показатель, но здесь надо учитывать такой факт: если мы говорим о старшей школе, о профильном, углублённом обучении – это должны быть опытные педагоги, которые имеют категорию. Молодой специалист не может работать в профильном классе, не может вести углублёнку. Поэтому разделить эту нагрузку мы не можем», – поделилась директор 168-ой школы.

По словам педагога, современные выпускники боятся идти в такую сложную профессию. Часто это связано даже не с детьми – с родителями.

«По закону наша профессия считается услугой – и некоторые это воспринимают буквально: потребитель всегда прав. Сейчас, безусловно, пытаются это исправить, и наш президент отметил, что надо это слово убрать. Но сколько лет пройдёт, прежде чем всё поменяется? Тех, кто задумывает связать свою жизнь со школой, пугают даже не дети, а родители. Почему иногда молодые учителя не задерживаются? Из-за работы со взрослыми. Современные мамы и папы тревожные, очень сложные, они лучше знают, как учить их детей, как воспитывать. Не все начинающие специалисты могут ответить возмущённому родителю, разрешить конфликтную ситуацию», – поделилась с Горсайтом Анна Григорьева.

scastlivyi-student-s-rukzakom.jpg

Фото сгенерировано ИИ / ru.freepik.com

Как теперь будут распределяться часы и на что это повлияет

Горсайт запросил в департаменте образования мэрии комментарий по сокращению часов. В муниципалитете ответили, что средняя нагрузка у учителей может различаться, она зависит от нескольких факторов: количество часов по учебным планам и программам, кадровое обеспечение школы, тип образовательного учреждения, должности. Кроме того, на среднюю нагрузку влияют и индивидуальные особенности учителя: стаж работы, квалификация, а также специфика работы.

«Руководители муниципальных образовательных организаций стараются придерживаться нагрузки, установленной законодательством. Вместе с тем, в течение учебного года нагрузка у учителя может меняться. В период отпусков, больничных, обучения осуществляется замена уроков, в таких ситуациях нагрузка специалиста увеличивается. В соответствии с приказом Министерства просвещения России с 1 сентября 2025 года планируется ввести новые нормативы рабочей нагрузки для педагогов. По мнению законодателей, её снижение позволит повысить качество образования и улучшить планирование учебного процесса», – ответили в департаменте образования мэрии Новосибирска.

Также власти отметили, что сотрудники ежемесячно проводят мониторинг вакансий педагогов. На начало мая 2025 года в общеобразовательных организациях зафиксировано 678 объявлений о поиске учителей-предметников. Наиболее востребованные – педагоги начальных классов, математики, русского языка и литературы, иностранного языка и физики.

Ранее Горсайт рассказывал, каких учителей не хватает в Новосибирске.

Поделиться новостью:  


ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем только суть

Автор: Виктория Рыжих
Агентство новостей ОТС-Горсайт

Пишите нам:

WhatsApp:

+7 913-370-14-28

Telegram-бот:

ОТСбот

Почта:

internet@otstv.ru

Подписывайтесь на нас: