Оглядитесь по сторонам: если ваш коллега часто работает сверхурочно, берёт на себя много задач при плохом самочувствии, приходит в офис с температурой, чтобы показать свое трудолюбие и продуктивность – скорее всего, это самый настоящий презентеист. Феномен получил название от английского «present» – «присутствующий», то есть человек присутствует на работе, но пользы от этого практически нет.
Есть несколько видов презентеизма:
-
Отвлеченный презентеизм – сотрудник находится в офисе, но он сосредоточен на личных проблемах и не может полноценно выполнять задачи.
-
Стратегический презентеизм – сотрудник намеренно находится в офисе дольше положенного, чтобы коллеги и начальство заметили его усердие.
-
Добровольный презентеизм – сотрудник продолжает работать сверхурочно в любом состоянии, так как он склонен, например, к трудоголизму.
Исследователи выяснили, что чаще всего так поступают люди с низким ежемесячным уровнем дохода, а также работники из социальной сферы: медсестры, акушерки, помощники в домах престарелых, учителя в начальной школе. Социологи объясняют это тем, что все эти группы работают в секторах, которые столкнулись с сокращением персонала в 1990-е годы.
Также презентеизм напрямую связан с уровнем стресса на работе: чем больше задач и дедлайнов ставит перед вами начальство, если руководство токсичное или же вы по каким-то причинам боитесь потерять рабочее место – вероятность переработок, а как следствие, и выгорания, становится значительно выше.
Как не допустить презентеизма:
-
определите свои обязанности и показатели эффективности. Уже давно известно: больше рабочих часов, чем у других коллег, совсем не означают повышенную продуктивность. Подход строго следить за временем прихода и ухода сотрудника в современном мире устаревает, и уважающие себя компании от этого отказываются. Особенно потерял актуальность данный показатель с переходом на удалённую работу. Чёткое понимание своих обязанностей и определение критериев результативности помогут устранить чувство вины за то, что вы закончили работу раньше шести вечера, так как задачи выполнены.
-
пересмотрите рабочие процессы. Если переработки – обычное явление в вашей компании, обсудите это с коллегами и начальством. Возможно, стоит перестроить какие-то бизнес-процессы или формат работы. Например, некоторые сотрудники значительно повысят свою продуктивность, если им разрешат время от времени работать из дома.
-
откажитесь от бесполезной гонки. Бесспорно, работодатели ценят сотрудников, которые достигают сверхрезультатов или приносят сверхприбыли. Однако если за этим стоит эмоциональное выгорание и проблемы со здоровьем, то пользы от такого работника будет мало. Сохранение work-life balance способствует большей удовлетворенности работой и жизнью в целом.