Яндекс Дзен
Общество

Семья Шопиных из Карасука за век отработала более 500 лет на железной дороге

Пять поколений железнодорожников Шопиных из Карасукского района за века накопили стаж в 500 лет. Их потомки и сейчас продолжают династию. День железнодорожника, который они отметят 7 августа, для них особый семейный праздник.  

Семья Шопиных из Карасука за век отработала более 500 лет на железной дороге

Фото Ольги Левиной и из семейного архива семьи Шопиных/Горсайт

Отец, сын, внук

Династия Шопиных из Карасукского района началась с Евстафия, который родился ещё в 19 веке в Купинском районе и был кондуктором на железнодорожных поездах. Он принимал участие в строительстве железной дороге через Карасук. Уже никто и не скажет точно, сколько лет он отработал на стальной магистрали. Более подробная история династии начинается от его сына Андрея, который родился в 1901 году, а после окончания 7 классов пришёл к отцу на железную дорогу. Да и выбора у юноши особо не было: Купино – железнодорожный населённый пункт. Андрей Шопин отработал на «железке» 60 лет.

Пришёл молотобойцем, потом был слесарем по ремонту паровозов в подъёмочном цехе, а уходил на пенсию мастером заготовительного цеха. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, знаком «Ударник сталинского призыва» и медалью «1941-1945 гг». На фронт не пошёл из-за состояния здоровья, работал в депо. В сложные для страны годы сюда же привёл сыновей-подростков, которые встали за станки вместо ушедших на войну взрослых.

DSC_1172.JPG

Плюсовали железнодорожные года

В семье Андрея Шопина была восемь детей, из них три сына и три дочери трудились на железной дороге.

Старшая Люба в свои 16 лет в 41–ом пришла в локомотивное депо Купино расценщиком, отработала 6 лет, за эти годы получила медаль «1941-1945 гг». Далее её трудовая жизнь не была связана со стальной магистралью.

Александра продолжила династию и трудилась 39 лет кладовщиком на угольном складе паровозного депо в Купино, тоже награждена медалью «1941-1945 гг».

Самая младшая из сестёр Шопиных Валентина отдала «железке» 21 год, была в депо нормировщиком. 

Их брату Петру в 41-ом исполнилось 14, он начал помогать рабочим в локомотивном депо Купино, но официальный его трудовой стаж начался с мая 42-го, а завершился через 52 года. Тогда его приняли токарем. В год Победного мая стал помощником машиниста паровоза, а через несколько лет – машинистом. В 1962 году его перевели в Карасук, где полным ходом шло активное строительство инфраструктуры узла. Здесь он водил тепловозы, позже электровозы. Ветеран железнодорожного транспорта и победитель соцсоревнований 1973 года, труженик тыла награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие» и значками «Отличный паровозник» и «Ударник сталинского призыва», а также медаль, которая была у всех членов его семьи – «1941-1945 гг».

Его супруга Раиса прекрасно понимала сложности работы на железной дороге, потому что сама трудилась 19 лет мастером-швеёй в отделе рабочего снабжения. Их сын Сергей прошёл путь за 35 лет в депо Карасука от слесаря-инструментальщика до помощника машиниста электровоза.

Младший из детей Андрея Шопина – Анатолий – встретил войну четырёхлетним ребёнком. Свой трудовой опыт набирался с 1956 года  в паровозном депо Купино, через несколько лет переехал в Карасук, где был помощником машиниста паровоза, тепловоза и электровоза. Получил квалификацию машиниста электровоза. 33 года трудовой жизнь отдал магистрали. Его супруга Валентина тоже железнодорожница – бухгалтер узловой больницы в Купино, а после переезда – в отделенческой больницы станции Карасук. Её общий стаж – 35 лет.

Николай Шопин был средним из братьев. При жизни ветерана труда с ним удалось пообщаться корреспонденту Горсайта.

скан277.jpg

Попал в число счастливчиков

Как и большинство подростков военных лет, Николай Шопин в четырнадцать начал трудиться в промывочном цехе паровозного депо в Купино.

– Я менял буксоры, подшипники, опускал колёсные пары. За плечами – только семь классов. Отца не призвали на войну по здоровью, и нам не пришлось повоевать. Хотя то время все хотели на фронт, – вспоминал Николай Шопин.

Подросткам приходилось работать босиком, осенью им выдали обувь – верх из ткани, а подошва деревянная, неудобно, но теплее.

В 49-м Николая призвали в армию, попал в танковые войска Белорусского военного округа. Год в учебке, а два – командиром танка. Когда демобилизовался, отдохнул – и вновь слесарить в депо. В цехе задержался ненадолго, перевели в кочегары паровоза. Но он хотел управлять локомотивом.

– Таких же желающих было много, выбирали из лучших. Я попал в число счастливчиков, окончил курсы в Петропавловской технической школе, стал машинистом, как и мои братья – Пётр и Анатолий, который среди нас был самый грамотный, окончил десять классов, – рассказывал корреспонденту ветеран труда.

Локомотивы водил Николай Шопин уже в Карасуке, сюда в начале 60-х перевели депо из Купино. Управлял грузовыми поездами по двум направлениям Карасук-Купино и Татарская, когда перешли на тепловозы – до Камня-на-Оби и на Иртышскую. Перевозил уголь, древесину, зерно, цистерны.

20220806_121938.jpg

– Народное хозяйство было такое мощное в стране, что даже в Карасуке мы это ощущали по наличию груза. Столько было много работы! Только в нашем депо было около 400 машинистов, – вспоминал Николай Шопин.

К работе он относился с полной серьёзностью, потому аварий не было. Крайне редко – вынужденные остановки по техническим причинам. Но были и моменты, о которых пенсионер с тяжёлым сердцем вспоминал. Однажды прибыл в Баганский район, а ему говорят, что под его поездом погиб молодой человек, который пытался залезть на вагон и сорвался. Опытный железнодорожник расстроился. В другой раз мужчина бросился под поезд, при нём нашли записку, в которой написал, что не хочет жить.

Николай Шопин отдал железной дороге 52 года, прошёл от слесаря, кочегара паровоза, помощника машиниста паровоза, машиниста паровоза, тепловоза, электровоза, потом стал машинистом электровоза. Он – труженик тыла и ветеран труда. Его супруга тоже к стальной магистрали имеет самое прямое отношение, она 21 год трудилась учителем начальных классов в железнодорожной школе № 49.

20220806_122011.jpg

 Династию продолжили

В семье Николая Шопина родились два сына и дочь. Все они по примеру родителей пришли на железную дорогу. Александр не стал машинистом. Трудился 25 лет: сначала на предприятиях Карасукского узла электромонтёром и электромехаником, потом в депо прошёл путь от слесаря до мастера, а на пенсию уходил инженером по снабжению предприятия железной дороги станции Инская. Его сын продолжил дело семьи, он – помощник машиниста электровоза пассажирского движения.

Второй сын Владимир – машинист электровоза. За свои 32 трудового стажа прошёл привычный путь железнодорожника – от слесаря до помощника машиниста. Его же ребёнок примерил форму машиниста, в семейную копилку династии Шопиных добавил уже 13 лет.

Дочь Ольга Колиш (Шопина) приложила много усилий, чтобы работать как всё её семья на «железке» и накопила здесь стаж в 24 года. 

– Отца дома практически не бывало: работа, работа, работа! Редкие выходные, когда груза не было. А потом по сигналу нарядчика, как военный – «всегда готов!». Вызывальщики приходили в любое время дня и ночь, громко стучали в окна и двери. Маленькими мы их боялись. Помню, как-то даже в кинотеатре маму с папой нашли. Они шутили, что знают все халаты жен машинистов. Именно хозяйки открывали дверь, и первыми получали приказ для мужа: «Явиться через час в депо». У нас всегда была готова сумка с перекусом – пирожки, пара яиц, картофель, колбаса, помидоры, – рассказала Ольга Колиш.

Дети рано начинали брать на себя обязанности взрослых: Ольга готовила обеды и ужины, с братьями убирала квартиру. Вечерами помогала маме проверять тетради. Конечно, оценки не ставила, но ошибки отмечала.

Запомнилось ей на всю жизнь, как лежали они на печке, ещё в Купино, а мама и бабушка отстирывали от мазута одежду обеих супругов. Подростком уже сама помогала гладить отцовскую форму.  

– Папа гордился своей работы. С каким удовольствием носил свой чёрный костюм – брюки и пиджак с металлическими знаками железной дороги, жёлтыми пуговицами, железнодорожную фуражку с кокардой, – добавила дочь железнодорожника.     

Позже Ольга собралась замуж за машиниста, мама сказала: «В любое время, чтобы было что положить в сумку мужу. И всегда её готовь сама».

– Собрался жениться на дочери машиниста, мне тесть советовал – «иди в депо». Профессия была в почёте! Как он сказал, так и было до моего выхода на пенсию. Немного слесарил, потом стал помощником машиниста тепловоза, машинистом электровоза. На железной дороге 26 лет, – рассказал муж Ольги Валерий Колиш.

20220806_121908.jpg

Ольга Колиш устроилась воспитателем в городской детский сад, но хотелось на стальную магистраль, перевелась в железнодорожный. Говорит, знала каждую семью железнодорожников, вырастила несколько поколений работников Карасукского узла. Часто с ребятами ходили на экскурсии на перрон, производственные предприятия, поздравляли работников Карасукского узла с профессиональным праздником – читали стихи, пели песни.

– У нас дома любой семейный праздник – это планёрка. Отец спрашивал у сыновей-железнодорожников как дела на предприятии, про ЧП, что-то советовал. Переживал, если были проблемы в депо. Особая дата – День железнодорожника. Сначала собирался с братьями и их семьями, а потом своей железнодорожной семьёй. Помню, в 80-90-е на столе – праздничные винегрет и зимний салат. Всегда у папы был главный тост: «Давайте выпьем за нашу династию», – вспоминает Ольга.

DSC_1172.JPG

И сейчас служат «РЖД»

Дети Ольги и Валерия Колиш выбрали другие профессии – бухгалтера и кондитера. Сыновья её братьев служат «РЖД»: Константин в копилку семьи добавил уже 8 лет в должности помощника машиниста электровоза, 13 лет водит локомотивы Александр, в железнодорожники пошла и его супруга Виктория, её стаж – 10 лет, зять брата Владимира - машинист.

DSC_1400.JPG

За век династия Шопиных наработал стаж в 501 год, это без учёта из прапрадеда Евстафия. Сейчас железнодорожную копилку пополняют несколько молодых представителей их рода. Ушли из жизни обладатели медалей «1941-1945 гг», те, кто в тылу видел войну своими глазами. Подрастают внуки, которые, возможно, продолжат династию Шопиных и добавят не один десяток лет в их общий семейный железнодорожный стаж.

DSC_1159.JPG



Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт
Всё самое важное на нашем канале:


Поделиться новостью: