Яндекс Дзен

Семья Шопиных из Карасука за век отработала более 500 лет на железной дороге

Общество
Семья Шопиных из Карасука за век отработала более 500 лет на железной дороге

Фото Ольги Левиной и из семейного архива семьи Шопиных/Горсайт

Пять поколений железнодорожников Шопиных из Карасукского района за века накопили стаж в 500 лет. Их потомки и сейчас продолжают династию. День железнодорожника, который они отметят 7 августа, для них особый семейный праздник.  

Отец, сын, внук

Династия Шопиных из Карасукского района началась с Евстафия, который родился ещё в 19 веке в Купинском районе и был кондуктором на железнодорожных поездах. Он принимал участие в строительстве железной дороге через Карасук. Уже никто и не скажет точно, сколько лет он отработал на стальной магистрали. Более подробная история династии начинается от его сына Андрея, который родился в 1901 году, а после окончания 7 классов пришёл к отцу на железную дорогу. Да и выбора у юноши особо не было: Купино – железнодорожный населённый пункт. Андрей Шопин отработал на «железке» 60 лет.

Пришёл молотобойцем, потом был слесарем по ремонту паровозов в подъёмочном цехе, а уходил на пенсию мастером заготовительного цеха. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, знаком «Ударник сталинского призыва» и медалью «1941-1945 гг». На фронт не пошёл из-за состояния здоровья, работал в депо. В сложные для страны годы сюда же привёл сыновей-подростков, которые встали за станки вместо ушедших на войну взрослых.

DSC_1172.JPG

Плюсовали железнодорожные года

В семье Андрея Шопина была восемь детей, из них три сына и три дочери трудились на железной дороге.

Старшая Люба в свои 16 лет в 41–ом пришла в локомотивное депо Купино расценщиком, отработала 6 лет, за эти годы получила медаль «1941-1945 гг». Далее её трудовая жизнь не была связана со стальной магистралью.

Александра продолжила династию и трудилась 39 лет кладовщиком на угольном складе паровозного депо в Купино, тоже награждена медалью «1941-1945 гг».

Самая младшая из сестёр Шопиных Валентина отдала «железке» 21 год, была в депо нормировщиком. 

Их брату Петру в 41-ом исполнилось 14, он начал помогать рабочим в локомотивном депо Купино, но официальный его трудовой стаж начался с мая 42-го, а завершился через 52 года. Тогда его приняли токарем. В год Победного мая стал помощником машиниста паровоза, а через несколько лет – машинистом. В 1962 году его перевели в Карасук, где полным ходом шло активное строительство инфраструктуры узла. Здесь он водил тепловозы, позже электровозы. Ветеран железнодорожного транспорта и победитель соцсоревнований 1973 года, труженик тыла награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие» и значками «Отличный паровозник» и «Ударник сталинского призыва», а также медаль, которая была у всех членов его семьи – «1941-1945 гг».

Его супруга Раиса прекрасно понимала сложности работы на железной дороге, потому что сама трудилась 19 лет мастером-швеёй в отделе рабочего снабжения. Их сын Сергей прошёл путь за 35 лет в депо Карасука от слесаря-инструментальщика до помощника машиниста электровоза.

Младший из детей Андрея Шопина – Анатолий – встретил войну четырёхлетним ребёнком. Свой трудовой опыт набирался с 1956 года  в паровозном депо Купино, через несколько лет переехал в Карасук, где был помощником машиниста паровоза, тепловоза и электровоза. Получил квалификацию машиниста электровоза. 33 года трудовой жизнь отдал магистрали. Его супруга Валентина тоже железнодорожница – бухгалтер узловой больницы в Купино, а после переезда – в отделенческой больницы станции Карасук. Её общий стаж – 35 лет.

Николай Шопин был средним из братьев. При жизни ветерана труда с ним удалось пообщаться корреспонденту Горсайта.

скан277.jpg

Попал в число счастливчиков

Как и большинство подростков военных лет, Николай Шопин в четырнадцать начал трудиться в промывочном цехе паровозного депо в Купино.

– Я менял буксоры, подшипники, опускал колёсные пары. За плечами – только семь классов. Отца не призвали на войну по здоровью, и нам не пришлось повоевать. Хотя то время все хотели на фронт, – вспоминал Николай Шопин.

Подросткам приходилось работать босиком, осенью им выдали обувь – верх из ткани, а подошва деревянная, неудобно, но теплее.

В 49-м Николая призвали в армию, попал в танковые войска Белорусского военного округа. Год в учебке, а два – командиром танка. Когда демобилизовался, отдохнул – и вновь слесарить в депо. В цехе задержался ненадолго, перевели в кочегары паровоза. Но он хотел управлять локомотивом.

– Таких же желающих было много, выбирали из лучших. Я попал в число счастливчиков, окончил курсы в Петропавловской технической школе, стал машинистом, как и мои братья – Пётр и Анатолий, который среди нас был самый грамотный, окончил десять классов, – рассказывал корреспонденту ветеран труда.

Локомотивы водил Николай Шопин уже в Карасуке, сюда в начале 60-х перевели депо из Купино. Управлял грузовыми поездами по двум направлениям Карасук-Купино и Татарская, когда перешли на тепловозы – до Камня-на-Оби и на Иртышскую. Перевозил уголь, древесину, зерно, цистерны.

20220806_121938.jpg

– Народное хозяйство было такое мощное в стране, что даже в Карасуке мы это ощущали по наличию груза. Столько было много работы! Только в нашем депо было около 400 машинистов, – вспоминал Николай Шопин.

К работе он относился с полной серьёзностью, потому аварий не было. Крайне редко – вынужденные остановки по техническим причинам. Но были и моменты, о которых пенсионер с тяжёлым сердцем вспоминал. Однажды прибыл в Баганский район, а ему говорят, что под его поездом погиб молодой человек, который пытался залезть на вагон и сорвался. Опытный железнодорожник расстроился. В другой раз мужчина бросился под поезд, при нём нашли записку, в которой написал, что не хочет жить.

Николай Шопин отдал железной дороге 52 года, прошёл от слесаря, кочегара паровоза, помощника машиниста паровоза, машиниста паровоза, тепловоза, электровоза, потом стал машинистом электровоза. Он – труженик тыла и ветеран труда. Его супруга тоже к стальной магистрали имеет самое прямое отношение, она 21 год трудилась учителем начальных классов в железнодорожной школе № 49.

20220806_122011.jpg

 Династию продолжили

В семье Николая Шопина родились два сына и дочь. Все они по примеру родителей пришли на железную дорогу. Александр не стал машинистом. Трудился 25 лет: сначала на предприятиях Карасукского узла электромонтёром и электромехаником, потом в депо прошёл путь от слесаря до мастера, а на пенсию уходил инженером по снабжению предприятия железной дороги станции Инская. Его сын продолжил дело семьи, он – помощник машиниста электровоза пассажирского движения.

Второй сын Владимир – машинист электровоза. За свои 32 трудового стажа прошёл привычный путь железнодорожника – от слесаря до помощника машиниста. Его же ребёнок примерил форму машиниста, в семейную копилку династии Шопиных добавил уже 13 лет.

Дочь Ольга Колиш (Шопина) приложила много усилий, чтобы работать как всё её семья на «железке» и накопила здесь стаж в 24 года. 

– Отца дома практически не бывало: работа, работа, работа! Редкие выходные, когда груза не было. А потом по сигналу нарядчика, как военный – «всегда готов!». Вызывальщики приходили в любое время дня и ночь, громко стучали в окна и двери. Маленькими мы их боялись. Помню, как-то даже в кинотеатре маму с папой нашли. Они шутили, что знают все халаты жен машинистов. Именно хозяйки открывали дверь, и первыми получали приказ для мужа: «Явиться через час в депо». У нас всегда была готова сумка с перекусом – пирожки, пара яиц, картофель, колбаса, помидоры, – рассказала Ольга Колиш.

Дети рано начинали брать на себя обязанности взрослых: Ольга готовила обеды и ужины, с братьями убирала квартиру. Вечерами помогала маме проверять тетради. Конечно, оценки не ставила, но ошибки отмечала.

Запомнилось ей на всю жизнь, как лежали они на печке, ещё в Купино, а мама и бабушка отстирывали от мазута одежду обеих супругов. Подростком уже сама помогала гладить отцовскую форму.  

– Папа гордился своей работы. С каким удовольствием носил свой чёрный костюм – брюки и пиджак с металлическими знаками железной дороги, жёлтыми пуговицами, железнодорожную фуражку с кокардой, – добавила дочь железнодорожника.     

Позже Ольга собралась замуж за машиниста, мама сказала: «В любое время, чтобы было что положить в сумку мужу. И всегда её готовь сама».

– Собрался жениться на дочери машиниста, мне тесть советовал – «иди в депо». Профессия была в почёте! Как он сказал, так и было до моего выхода на пенсию. Немного слесарил, потом стал помощником машиниста тепловоза, машинистом электровоза. На железной дороге 26 лет, – рассказал муж Ольги Валерий Колиш.

20220806_121908.jpg

Ольга Колиш устроилась воспитателем в городской детский сад, но хотелось на стальную магистраль, перевелась в железнодорожный. Говорит, знала каждую семью железнодорожников, вырастила несколько поколений работников Карасукского узла. Часто с ребятами ходили на экскурсии на перрон, производственные предприятия, поздравляли работников Карасукского узла с профессиональным праздником – читали стихи, пели песни.

– У нас дома любой семейный праздник – это планёрка. Отец спрашивал у сыновей-железнодорожников как дела на предприятии, про ЧП, что-то советовал. Переживал, если были проблемы в депо. Особая дата – День железнодорожника. Сначала собирался с братьями и их семьями, а потом своей железнодорожной семьёй. Помню, в 80-90-е на столе – праздничные винегрет и зимний салат. Всегда у папы был главный тост: «Давайте выпьем за нашу династию», – вспоминает Ольга.

DSC_1172.JPG

И сейчас служат «РЖД»

Дети Ольги и Валерия Колиш выбрали другие профессии – бухгалтера и кондитера. Сыновья её братьев служат «РЖД»: Константин в копилку семьи добавил уже 8 лет в должности помощника машиниста электровоза, 13 лет водит локомотивы Александр, в железнодорожники пошла и его супруга Виктория, её стаж – 10 лет, зять брата Владимира - машинист.

DSC_1400.JPG

За век династия Шопиных наработал стаж в 501 год, это без учёта из прапрадеда Евстафия. Сейчас железнодорожную копилку пополняют несколько молодых представителей их рода. Ушли из жизни обладатели медалей «1941-1945 гг», те, кто в тылу видел войну своими глазами. Подрастают внуки, которые, возможно, продолжат династию Шопиных и добавят не один десяток лет в их общий семейный железнодорожный стаж.

DSC_1159.JPG



Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт


Поделиться новостью:

Всё самое важное на нашем канале:
Добавьте ГОРСАЙТ в избранное