Яндекс Дзен

Меч Кратоса выковал кузнец из Новосибирска

Развлечения
Меч Кратоса выковал кузнец из Новосибирска

День оружейника празднуют сегодня в России в девятый раз. Праздник молодой, а профессия древняя — над созданием мечей, топоров, ножей трудились кузнецы испокон веков. Тех, кто работает над ними сегодня, Горсайт расспросил о тонкостях профессии.

Прошедший 2020 год был полон событий. Было много и интересных статей на Горсайте. В первые дни нового года мы вновь публикуем самые читаемые материалы прошлого года.

День оружейника празднуют сегодня в России в девятый раз. Праздник молодой, а профессия древняя — над созданием мечей, топоров, ножей трудились кузнецы испокон веков. Тех, кто работает над ними сегодня, Горсайт расспросил о тонкостях профессии.

Уточним сразу — герои нашей публикации не делают оружие: изделиями первого нельзя нанести травму, второй и вовсе мастерит инструменты. Но то, что выходит из-под рук этих кузнецов, выглядит как грозное оружие, да и создаётся почти по той же схеме и из таких же материалов.

Самое главное — наковальня

— Есть определённые параметры, которые нужно соблюсти, чтобы твоё произведение не попало под классификацию холодного оружия, — рассказывает кузнец Алексей Лабузов. — Требований очень много — у реплики меча, например, кром должен быть более трёх миллиметров: лезвие должно быть не просто не заточенным – оно по краю делается потолще, чтобы не причинить никаких повреждений человеку в принципе.

Алексей знает, о чём говорит: созданием таких реплик, которые заказывают реконструкторы для своих костюмов, он занимается уже шесть лет. К профессии пришёл случайно: увидел в Сети ролики о создании мечей и ножей и заинтересовался.

ножи.jpg

— Пошёл работать в кузню: там же сразу и учился профессии, на практике… Начинал с художественной ковки – ворота, заборы, а потом уже стал реконструкторской атрибутикой заниматься, — вспоминает Алексей. — Первым изделием был небольшой ножичек. Я уже к тому времени работал на художественной ковке и для себя, чтобы на кухне пользоваться, смастерил его. Он был маленький, неказистый, но это меня не обескуражило — прекрасно понимал: чтобы получилось, нужно тренироваться, учиться. С тех пор и учусь, хоть опыт уже больше шести лет, но всё равно пробуешь что-то новое делать, учишься.

Изготовление ножа, по словам Алексея, делится на несколько этапов: сначала покупается круглый прокат стали нужной марки,из него выковывается заготовка нужной формы, а потом слесарным инструментом доводишь её до окончательного вида. При этом, говорит он, некоторые этапы производства почти не отличаются от тех, которые были у кузнецов пару сотен лет назад.

оружие Image 2020-09-17 at 12.43.37.jpeg

— Слесарные инструменты, конечно, поменялись кардинально, а вот в процессе ковки по сути ничего не изменилось, за исключением того, что вместо двух ребят-молотобойцев сейчас электропневматический молот, а вместо мехов — электрический поддув. А вот горн остался в принципе такой же. И наковальня совсем не поменялась – без неё никуда, — говорит он.

Времени за наковальней приходится проводить немало: на самый простой нож из калёной стали уходит около 12 часов работы. Но это на простенький, без изысков. Алексей рассказывает, что самый сложный заказ делал месяц — в день приходилось тратить на него по несколько часов.

топор2.jpg

— Это большая реплика ножа немецких ландскнехтов XVI века, — вспоминает он. — Там нужно было соблюсти все пропорции и формы, и все требования законодательства, чтобы его нельзя было причислить к холодному оружию. Пришлось поломать голову.

Чаще всего, по словам Алексея, ему приходится работать по уже готовым эскизам: что хотят получить в итоге, реконструкторы рисуют на бумаге, кузнецу остается понять, как сделать это так, чтобы готовое изделие не считалось холодным оружием. Но бывает, в процессе изготовления приходится вносить поправки. Наверное, в такие моменты – когда идёт работа над продуктом, доработка его, отшлифовка — и рождается «душа» изделия. Ведь не зря раньше мечам и ножам даже давали имена. Произведения Алексея в полном смысле оружием назвать нельзя, но от этого они своим владельцам не менее дороги, ведь не зря же те готовы платить за них от 3000 и выше: сколько именно — зависит от сложности изделия, его узора, украшений, формы.

Image 2020-09-17 at 12.46.15.jpeg

Практичность и оригинальность

Макс Вольных специализируется на изготовлении топоров. Говорит, их и делать проще, чем мечи и ножи, и законодательно меньше нюансов, ведь топор это не столько оружие, сколько инструмент, который нужен в быту даже домохозяйке. Вот только топоры у него необычные — самый простой топорик для реконструкторов стоит от 6500 рублей.

— Ценник не имеет ограничений: он зависит от размера, сложности, способа изготовления: к примеру, если я буду делать это только руками, используя горн без электроподдува, используя металлы и сплавы, аутентичные, скажем, IX-X веку, такой топорик будет стоить немало, — говорит он. — Самое необычное, что мне приходилось делать, это топор Кратоса из видеоигры God Of War. Абсолютно непрактичная вещь, просто похожая на оригинал. (к сожалению, его фото не сохранилось)

WhatsApp Image 2020-09-18 at 14.25.07.jpeg

Казалось бы, кузнец, оружейник это в первую очередь сила, мощь, выносливость. Но Макс Вольных признается, что, как ни странно, очень пригодилось такое качество, как… умение рисовать. Ведь далеко не всегда заказчики приносят эскизы с готовыми размерами и расчетами. Иногда приходится рисовать то, что они описывают, а потом самому рассчитывать размеры и пропорции. Иногда работает и не по эскизам. Но это тогда, когда делает вещь не под заказ, а для души.

— Делал как-то, например, топор двухлезвийный: начал ковать и постепенно-постепенно в голове нарисовалось, что я хочу. Так много кто делает – из головы, — говорит он.

топор1.jpg

Макс знает, о чем говорит: он уже пять лет в своей профессии. Когда-то, еще на родине в Алапаевск Свердловской области зашел в кузню и остался в этом деле навсегда. Два года назад переехал в Новосибирск и продолжил заниматься любимым делом здесь. А вот изделия его по-прежнему знают и в родной Свердловской области, и в других регионах: к мастеру обращаются заказчики из Пензы, Ярославля, Москвы. Но основная масса, конечно, здесь, в Новосибирске. И это не только реконструкторы —топоры на заказ востребованы у туристов и охотников. И если у любителей восстановить историю требования обычно к внешнему виду, то для последних важнее удобство .

— Им важен вес, удобство, длина режущей кромки, радиус закругления режущей кромки – кому-то нужен прямой, кому-то дугой. Иногда просят особую закалку или форму головы, — объясняет он. — Нюансов много, а на практике получается приходят и говорят: «Хочу топор для того-то». Я рисую, если заказчику понравилось — делаю. Сколько на это времени уходит? По-разному. Мой рекорд — три топора за день. Это включая все этапы: ковка, слесарка и работа над топорищем. Но это были самые простенькие топоры: работа над сложным изделием занимает в разы больше времени.

топор.jpg

Ася Малютина, фото предоставлено героями публикаций, главное фото — со страницы Макса Вольных ВКонтакте



Поделиться новостью: