По словам эксперта, в современном мире получить внимание и подчеркнуть исключительность положения становится проще, если демонстрировать психиатрический диагноз или поведенческое расстройство. Молодёжь и подростки впервые в истории человечества существуют в условиях взаимодействия двух социальных сред: цифровой, опосредованной техническими средствами, и реальной, неопосредованной.
«Из-за этого возникают такие эффекты, как склонность к экспериментированию и подражанию. Это способствует быстрому распространению деструктивных форм поведения. Кажущаяся абсурдной подростковая инициатива может внезапно стать популярной и массово повторяемой. Такая вовлечённость подростков в игровую активность в цифровом пространстве создаёт различные риски», — рассказывает Вера Никишина.
Она отмечает, что в современных компьютерных и мобильных играх есть условные «смерть» и «воскрешение». Это формирует иллюзию обратимости подобных действий. Но мозг у детей может не разделить эти реальности. Из-за этого границы размываются, что может привести к трагедии.
«Сейчас в соцсетях активно обсуждается тема смерти, что прямо связано с активацией суицидального риска. Ритуалы, дискуссии и игровой контент, связанный с этой темой, удерживают её в фокусе внимания подростков, делая её приемлемой и даже обыденной. Благодаря подражательному поведению такие идеи распространяются подобно пандемии», — отмечает профессор.
Если раньше тема смерти у людей ассоциировалась с табу и страхом, то теперь у подростков она вызывает любопытство, иронию и обесценивание.
«Стирание границ между реальностью и виртуальным миром приводит к тому, что действия, потенциально ведущие к суицидальному риску, воспринимаются легкомысленно. Этот феномен охватывает широкий спектр возрастных и социальных групп, что делает проблему крайне актуальной. Оставлять её без внимания на государственном и общественном уровнях невозможно», — считает эксперт.
Вера Никишина отмечает, что силами какого-либо одного ведомства или общественных ресурсов проблема распространённости суицидального риска и поведения не будет разрешена. Для этого необходимо применять неспецифичную психопрофилактику, которая бы помогала распространять позитивные знания о психическом здоровье. Минздрав РФ уже начал работать в этом направлении.
«Идея, заложенная в инициативу Минздрава, заключается в необходимости перестроить общественное сознание так, чтобы психическое здоровье стало ценностью, а его сохранение — осознанной нормой», — отмечает профессор Никишина.
Поэтому важно, чтобы дети и их родители умели распознавать первые признаки дистресса, депрессии и суицидального риска. Также необходимо повышать доступность медико-психологической помощи и информированием о ресурсах поддержки, которые предоставляются государством и обществом.
«Если ребёнок или подросток испытывает трудности, он или его близкие должны иметь возможность оперативно получить необходимую информацию и помощь в различных форматах», — считает профессор.
Ранее новосибирцам рассказали, как узнать, что ребёнок решил свести счёты с жизнью.