Дровокол из металлолома смастерил житель Краснозёрки | Gorsite.ru
Воскресенье, 20 Сентября, 11:56
ЦБ РФ
$00,00
€00,00
?>
15 сентября 2020 , 12:57 рубрика: Истории

Дровокол из металлолома смастерил житель Краснозёрки

Дровокол из металлолома смастерил житель Краснозёрки

Житель села Нижнечеремошенское Краснозёрского района Сергей Обмета вдохнул в старый металлолом новую жизнь, смастерив из него два трактора, передвижной дровокол и гусеничный вездеход.

Сергей Григорьевич живёт на самом краю села Нижнечеремошное: соседские огороды плавно перетекают в поля, а прочность окрестных заброшенных домов проверяют клёны и молодая поросль. С улицы подворье нашего героя ухоженное. Сразу видно, что за всем следит хозяйская рука. Вход в ограду украшают развивающиеся флаги, а дом — памятная табличка. Тут жил участник Великой Отечественной войны – Кузьма Афанасьевич Чичканов, тесть Сергея Григорьевича.

Игрушка с пропеллером

Сам Сергей Григорьевич в армии тоже служил. Но ещё раньше, в 1976 году, увлёкся созданием самодельного транспорта — тогда Сергей Григорьевич смастерил аэросани. Конструкция была простая: мотор, винт и лыжи. Мало деталей, простое устройство… собрать несложно! Со своими главными задачами аэросани справлялись на ура! По снегу словно летали, веселили мастера и его друзей. «Вещь была не серьёзная, скорее, просто игрушка», — скромно описал своё первое детище Сергей Григорьевич.

После службы в армии мастер семь лет преподавал в школе. Вёл физкультуру, технологию, черчение и рисование. Профильного образования не было, но учить детей получалось. В то же время Сергей Григорьевич вместе с младшим братом Виктором решили попробовать собрать трактор.

Новый трактор из металлолома

В советское время найти металлолом труда не составляло. В каждом колхозе техники было много и разной. Запчасть отработала свой срок и сломалась – на выброс. А сбор металлолома шёл с переменным успехом. В райцентре доходило до того, что рабочий комбайн могли порезать на лом, чтобы выполнить партийный план по сбору чермета.

Первый трактор братья собрали в 1986 году на одноцилиндровом двигателе ЗиД, на котором раньше работали сельскохозяйственные машины, насосы, маленькие лодки. Технику собирали после работы из того, что под руку попадалось. Целых запчастей найти не удавалось, в ход шёл только металлолом. На то, что трактор будет мощным, братья не надеялись, они собирали его как конструктор, больше для удовольствия. Итог работы внешне походил на Т-25, только уменьшенной формы. После из того же лома сварили обвесы, чтобы боронить землю. Испытали в поле — работает! А когда трактор есть, на нём всё делать хочется. И сено возить, яму капать. А для этого технику было необходимо или усовершенствовать или разобрать. Так первый трактор снова стал металлоломом.

Из имеющихся запчастей и других железяк братья собрали ещё один трактор. Этот получился куда практичнее и надёжнее. К нему и сенокоска, и грабли, и стогомёт цепляются. И поле вспахивает хорошо: быстро, качественно, не оставляя за собой глубокие борозды и ямы, которые нужно ровнять. Этот трактор до сих пор Виктору служит.

На заднем дворе мастера нас встретил третий трактор. Его Сергей Григорьевич собрал 20 лет назад. Лично. До недавнего времени там рулевая балка ещё с первой модели стояла. Этого «зверя» мастер собрал на раме от «ГАЗ-52» мост от другой модели «газика», коробка передач от третьей, «раздаточная» от четвёртой… Кабина трактору досталось от собрата, ЮМЗ-5, перед техники заниженный от МТЗ-50, а под капотом двигатель от Т-40. Конструкторские вопросы приходилось решать на каждом шагу, потому, что многие детали совершенно не совместимы друг с другом. Чтобы соединить двигатель от трактора с коробкой передач от машины, нужна муфта. Подобрать её не удалось, пришлось делать вручную. В этом помог токарь с Баганского совхоза. Проблему решил просто: сточив маховик от одной муфты и вставив в маховик другой. Вот уже 20 лет она верой и правдой в тракторе служит. Теперь стоит, ждёт весны. В сезон он всю тяжелую работу в огороде выполнять будет. В агрофирме много старой техники. Бросают, говоря, что никуда уже не годится. Советские машины были настолько прочные, что некоторые детали мне более 20 лет служат, говорит мастер.

imgonline-com-ua-Resize-rlmrXAMafvZKYV.jpg

Дровокол на колесах видали?

Шесть лет назад автопарк Сергея Григорьевича пополнился еще одой диковинкой – дровоколом. Это не просто какой-то механизм, а самостоятельно передвигающийся транспорт. Сел, к дровам подъехал, затем к «сверлу» сруб подставил, железо в него вкручивается и раскалывает на части. Но это не единственная функция дровокола. К нему через кардан вала отбора мощности и циркулярная пила подключается. Дровокол после этого никуда не поедет, но доски для хозяйственных нужд сделать поможет.

«Моя Бурушка»

«Бурушка» — так ласково назвал свой вездеход Сергей Георгиевич. «Он словно приемник моей лошади», — поясняет он. Задумывался он как снегоход. Дороги в селе чистят, но иногда бывают задержки. А идти до центра посёлка три километра. Бурушка едет не быстро, китайский мотор более 30 км/час не позволяет разогнаться. Но маневренности хоть отбавляй! Никакие сугробы и весенняя грязь вездеходу нипочем. Шесть колес уверенно крутят гусеницы и Бурушка устремляется в путь. Вездеход всюду надёжный помощник: и внуков со школы забрать, и супругу в магазин отвезти и навоз на листе вывезти. Один только минус — заводить пока приходится вручную, но к будущей зиме Сергей Георгиевич внесёт последние штрихи и Бурушка будет заводиться от ключа.

Всего, что сделали золотые руки нижнечеремошинского мастера и не перечислить. В его гараже спрятался самодельный токарный станок, на котором Сергей Георгиевич вытачивает гайки и болты для своих изобретений, у летней кухни неприметно расположился инструмент для замены шин.

Вот так в умелых руках и с творческом подходом металлический мусор приобретает вторую жизнь.

Данил Черкалин, фото автора

Комментарии 0

Похожие новости