«Какое окружение, такой и ты…»
При своих титульных званиях Сергей Трахимёнок, уроженец Карасука проживающий в Беларуси, остаётся скромным человеком, интеллектуалом с неиссякаемым словарным запасом, приятным собеседником с хорошим чувством юмора. При этом он доктор юридических наук, профессор, член Союзов писателей России и Беларуси. Для карасучан он до сих пор свой. Именно на малой родине начал заниматься литературной деятельностью и служил в Комитете государственной безопасности СССР.
Сергей Трахимёнок прилетел в Новосибирск на мероприятие, проходившее в Государственной публичной научно-технической библиотеке, заодно на несколько дней завернул в родной Карасук. Навестил близких и встретился со своими читателями в зале Центральной районной библиотеки. На малой родине о 73-летнем писателе-профессоре не забывают, об этом красноречиво говорят его затёртые и на сто раз перечитанные книги со стеллажа-выставки.
Начать рассказывать о Сергее Трахимёнке хочется именно с книг, потому любовь к чтению с детства, привитая родителями, определила его и творческую, и трудовую судьбу – быть писателем, профессором, юристом и сотрудником КГБ.
– Мне пришлось много читать, потому что книги любили родители. Наверное, генетически перенял. Уже потом понял, какое окружение, такой и ты, – рассказал Горсайту доктор преподаватель нескольких вузов в Минске и член Союзов писателей России и Беларуси Сергей Трахимёнок.
Книги «съедал» разные, среди них были и те, что завораживали юношу. Так, лет в шестнадцать его впечатлили произведения Александра Грина, заболел автором. Признался, что в книге видел ни строчки, а сразу картинки. Вот такое притяжение на подростка оказывали произведения. Позже был период, когда болел Булгаковым.
Сергей рос в семье с младшим братом. Детство было обычное – и велосипеды, и друзья, и спорт. Как шутит, спорт для него стал способом лечения ангины. Такой метод поднял мальчишку-пятиклассника на ноги.
– Ходил на лыжах – ангины нет, бросаю – возвращается. В секциях занимался с шестого класса. Успевал пройти «червонец» в парке, вечером – баскетбол и волейбол. У нас был суровый и классный тренер и учитель Николай Кулешов, он стал моим наставником, – поделился воспоминаниями Сергей Трахимёнок.
Педагог повлиял на выбор будущей профессии, юноша пробовал поступить в институт физической культуры. Шутит, «к счастью, не поступил», разочаровался. Как оказалось, в вузе все места были зарезервированы двухметровыми ребятами из сборной юниоров России.
Конечно, это был не его путь. Карасучанина призвали в советскую армию.
Армия и Третьяковская галерея
Служить будущему сотруднику КГБ посчастливилось в Москве, в бригаде охраны министерства обороны, находящейся в непосредственном подчинении генштаба. Сергей Трахимёнок видел людей, как говорится, с большими погонами, но они не были публичными личностями.
Зато был в бригаде отличный командир взвода, который водил своих солдат на экскурсии в музеи. Юношу привлекали московские культурные места, он часто уходил в увольнение, чтобы посетить Третьяковскую галерею. Привлекал его тогда и интересный экскурсовод с чёрной бородой. Сергей присоединялся к любой группе, благодаря форме за посещение не платил, и с любопытством слушал лекции, восхищаясь его ораторским искусством, знаниями и тем, как он в красках рассказывал о картинах и их создателях.
– Лет десять назад как член Союза писателей прилетел в Москву, появился случай вспомнить этого уникального оратора. Сотруднику Третьяковской галереи рассказал, с каким восторгом слушал лекции Бориса Якимовича. Она улыбнулась и сказала: «Он был такой фантазёр». Бывает и так, – припомнил с улыбкой случай из своей молодости.
Всплыл в памяти интересный случай из солдатских будней. Во время службы некогда было читать книги. Но однажды произведение известного писателя легло в основу анекдота, который он с улыбкой красочно и с юмором рассказал.
– На одной из кроватей лежала книга. Заходит дежурный по части, спрашивает дежурного по роте: «Чья книга?». Тот отвечает: «Войнич». Офицер на полном серьёзе говорит: «Передайте рядовому Войничу – два наряда вне очереди», – рассказал он.
Сергея, как обладателя хорошей зрительной памяти, пытались оставить на сверхсрочной службе. Только молодой человек уже мыслями был дома.
– «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…» – смело процитировал офицеру фразу из комедии «Горе от ума» Грибоедова рядовой Трахимёнок.
Как наука выбрала краснодипломника
Тогда молодой человек задумался о поступлении в вуз. В школе его спасала хорошая память, надеясь на свой природный дар, не особо углублялся в предметы. Но взвесив свои возможности, понял, что в технический вуз не поступит. Подал документы в Свердловский юридический институт, успешно сдал экзамены. Учился в Новосибирске, на факультете СЮИ.
Как шутит писатель-юрист, разогнался в учёбе так, что попал в группу ребят с красными дипломами. До сих пор на Доске почёта краснодипломников в институте находится его фамилия. И сейчас Сергей Трахимёнок поддерживает связь с руководством вуза, входит в состав жюри международного студенческого кинофестивали по криминалистики.
Сергей Трахимёнок хотел стать следователем. Готовился, ходил на вскрытия, но всё изменил случай с преподавателем теории права. Однажды студент решил заранее сдать экзамен с чужой группой. По привычке шёл первым, выбрал билет. Попались ему сложные темы.
– Вы пришли первым, я даю вам возможность выбрать другой вопрос. На этот выше «двойки» никто мне не отвечал, – сказал преподаватель. Но студент отказался сделать это.
После ответа преподаватель, посмотрел его зачётку и заявил.
– Тебе нужно сдать на «отлично» все государственные экзамены, тогда ты будешь с красным дипломом.
– Да лучше закончить вуз с красным лицом, но синим дипломом, чем наоборот, – отшутился студент.
– Когда ты пойдёшь в науку, будет важно, какого цвета у тебя документ, – настаивал педагог.
Тогда для Сергея Трахимёнка, сельчанина, выросшего в простой семье, это звучало удивительно.
– Профессор обратил внимание на мой шутливый тон и добавил: «Не мы выбираем профессию, а профессия – нас». Он оказался прав! Я стал и преподавателем, и профессором, – подытожил он свой рассказ.
Беседовать с Сергеем Трахимёнком очень приятно. Грамотная речь с огромным словарным запасом, со множеством красочных жизненных историй и анекдотами никак на первый взгляд не вязалась с его серьёзным образованием и военной профессией.
– Нам преподавали риторику. Конечно, для многих юристов свойственна профессиональная деформация и они могут говорить на профессиональном сленге. Считаю, если ситуация не требует употребления юридических терминов, то их не надо употреблять, – объяснил преподаватель юридических вузов.
Карасук-Новосибирск-Минск
Выпускника с красным дипломом призвали в армию ещё на два года. Как раз в это время строился БАМ, укреплялась китайская граница, возводились ракетные площадки возле Пашино под Новосибирском. Не хватало офицеров. Аттестованного с высшим юридическим образованием Сергея Трахимёнка направили в военную прокуратуру. Без малого два года он был военным следователем в столице Сибири. Расследовал воинские преступления.
– Военная прокуратура отличалась высоким качеством расследований. За два года приобрёл огромный опыт. Потом последовало предложение служить в КГБ, – добавил он.
В Минске получил второе образование в рамках контрразведки, как один из лучших студентов попал в резерв вуза. Заступил на службу в Управлении КГБ. Два года, до 1983 года, работал в родном городе, потом в Куйбышеве и Новосибирске.
– Прав был мой преподаватель, когда говорил, что рано или поздно профессия меня выберет. Направили преподавать в вуз Минска, где я учился. К этому времени у меня был солидный практический опыт, – сказал Сергей Трахимёнок.
В 1991 году после распада Советского Союза встал перед выбором – вернуться в союз или остался в Белоруссии. Остался. Преподавал. Затем был начальником Ситуационно-аналитического центра Государственного секретариата Совета безопасности Республики Беларусь, несколько лет заместителем директора Института госслужбы, директором НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Как говорит, что давно бы мог лечь на диване и рассматривал трещины на потолке, но до сих пор востребован в университетах страны.
«Писатель – это не учитель»
Литература всегда сопровождала Сергея Трахимёнка. Писать он начал в 28 лет, когда служил на малой родине. Тогда же познакомился с писателями Новосибирска и области. Долго старался попасть в печать. Хотел всё бросить, но в 1983 году познакомился с Николаем Самохиным, который его поддержал. Дебютировал в 1988 году в журнале «Молодость Сибири» с рассказом «Возница», который поместился на развороте, а сверху – стихи Юлии Пивоваровой. И пошло. Сейчас у автора сорок восемь опубликованных книг, а также более десятка кинофильмов, снятых по его сценариям.
– Писатель – это не учитель, а скорее боль общества. Я научился входить во «вселенскую библиотеку», где всё написано. Когда попадаешь в некий транс, то всё начинает писаться само. Вот в этом случае нужно отдавать в издательство, всё остальное – это мёртвый текст, – считает он.
Сергей Трахимёнок состоялся в нескольких направлениях – вышел с хорошим опытом из спецслужбы, стал востребованным педагогом, а также успешным писателем. Он считает себя и россиянином, и белорусом. Он – член Союза писателей России и Беларуси. Неоднократный лауреат различных литературных премий с удовольствием встречается со своими земляками-читателями. В Центральной районной библиотеке Карасука постоянно дополняет стенд, посвящён его творчеству.
Ранее Горсайт сообщал, что вертолёты Ми–24 и рабочая «лошадка-трудяга» Ми-8 Детско-юношеского центра Карасукского района напоминают Евгению Бевзу о 22 годах службы в войсках ВДВ, а Ан-2 – о первых прыжках с парашютом в Бердском аэроклубе в далёкие школьные годы.