Чёткий график, комфорт и быстрое перемещение по городу – отличительные черты любого метрополитена. Но оказывается, что жизнь в подземке не замирает даже ночью. Когда весь город спит в тоннели выезжают специальные поезда, которых пассажиры не видят. Одни подвозят работников на участки, где нужно провести те или иные ремонты, другие очищают стены от пыли и грязи, третьи перевозят грузы и оборудование. Но есть ещё одна особенная машина – снегоочиститель.
Территория электродепо «Ельцовское» достаточно огромна – 13,2 гектара. Здесь расположены подъездные пути, соединяющие депо и тоннели метрополитена. Всем известно, что зимы в Новосибирске снежные и для того чтобы очистить рельсовое хозяйство от снега здесь используют снегоочиститель СММ-2М, который построили специально по заказу Новосибирского метрополитена.
– Машина неприхотливая. В основном она работает на путях на территории электродепо «Ельцовское». Но иногда снегоочиститель может зайти и тоннель, чтобы очистить от снега пути, соединяющие депо и непосредственно тоннели метрополитена, – рассказал наладчик отдела строительных машин Сергей Арне.
Кроме снегоочистителя в электродепо «Ельцовское» есть еще несколько уникальных машин. Например, поливомоечная дрезина. Она была разработана работниками Новосибирского метрополитена совместно с инженерами Сибирского государственного университета путей сообщения в 2015 году. Спустя два года задумку воплотили в жизнь. И вот уже на протяжении пяти лет она очищает стены и своды тоннелей от пыли и грязи.
– Машина работает по специальному графику. Она намного эффективнее и экономичнее прежнего поезда, который состоял из трёх вагонов. К тому же на её обслуживание нужно было привлекать семерых. На новой же машине работают всего три человека, – пояснил Сергей Арне.
По его словам, экономическая эффективность выросла более чем в два раза. Это стало возможным не только благодаря снижению числа обслуживающих специалистов, но и за счет мобильности. К тому же поливомоечный комплекс можно настроить так, что он будет чистить направленной под давлением струёй в одном нужном месте, а не по всему периметру тоннеля.
– Новый поливомоечный комплекс установлен на дрезину. Запас воды всего 6 кубических метров. Но этого достаточно, чтобы провести очистку сразу на двух перегонах. На старом объём закачиваемой воды был 26 кубических метров, но его хватало только на один перегон, – объяснил наладчик отдела.
Ещё одна полезная дрезина – автобус. Она доставляет работников на различные станции метро для выполнения каких-либо работ. Снаружи она похожа на автобус, только на рельсах. Да и внутри расположен салон, в котором вдоль стен расставлены порядка 15 сидений. Его, как и поливомоечную машину работники электродепо реконструировали сами.
Всего в электродепо есть восемь различных вспомогательных дрезин на все случаи жизни. И кто знает, может когда-нибудь их покажут жителям и гостям Новосибирска. Но это будет уже другая история.