Купино признан самым комфортным среди городов Новосибирской области с населением до 20 тысяч человек. Среди чуть более крупных городов лидерство по уюту — у Оби. К такому выводу пришли исследователи, каждый год составляющие сравнительный индекс комфортности российских городов.
Третий год подряд российские города исследуют с точки зрения комфортности: делают это специалисты КБ «Стрелка» и Агентства ипотечного жилищного кредитования — они оценивают каждый город страны по шести показателям, каждый из них включает несколько пунктов. Максимум в каждом пункте можно заработать 60 баллов, а всего по всем показателям — 360. Скажем сразу: даже Новосибирск не дотягивает до высшего уровня — он заработал 158 баллов. Это, кстати, меньше, чем в прошлом году, когда город набрал 161 балл — видимо, за прошедший 2019 год жизнь в мегаполисе стала менее комфортной.
На сайте проекта можно сравнить города, похожие по численности населения, климату, расположению, и понять, в насколько комфортном городе ты живешь. Горсайт, основываясь на этих данных, выяснил, какой город в Новосибирской области наиболее комфортен для проживания.
Если сравнивать между собой города, где население превышает 50 тысяч человек, то в лидерах Бердск. Он набрал 167 из возможных 360 баллов, обогнав Искитим, который по уровню комфорта эксперты оценили лишь на 152 балла. Кстати, за прошлый год и Бердск, и Искитим немного просели в качестве городской среды — в прошлом году у Бердска было 176 баллов, у Искитима — 158.
Наиболее высоко эксперты оценили социально-досуговую инфраструктуру и прилегающие пространства Бердска — здесь он набрал 30 баллов из 60 возможных. Под этим пунктом эксперты оценивают безопасность передвижения вблизи учреждений здравоохранения и образования, разнообразие культурно досуговой и спортивной инфраструктуры, доступность спортивной инфраструктуры, долю объектов культурного наследия, в которых размещаются объекты социально-досуговой инфраструктуры, количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения. На должном уровне в Бердске улично-дорожная сеть (30 баллов) и общегородское пространство (36 баллов). А вот озелененных пространств не хватает: здесь у Бердска всего лишь 23 балла. Правда, у Искитима и того меньше — 20 баллов. За жилье и прилегающие пространства Бердск получил 29 баллов, а за общественно-деловую инфраструктуру и прилегающие пространства — 19. Как распределились баллы у Искитима, можно увидеть на фото:
Среди шести городов Новосибирской области, где проживает больше 20, но меньше 50 тысяч людей, самым благоустроенным признан город Обь — он набрал 176 баллов из 360 возможных, обогнав даже Новосибирск. Обогнал он и Татарск, который в прошлом году был лидером в своей группе: в этот раз Татарск набрал 165 баллов, а в прошлом у него было 162, тогда как Обь год назад оценивали всего на 161 балл.
Но за год властям города Обь удалось подтянуть некоторые показатели. В частности, качество общегородского пространства достигло 39 баллов (в прошлом году было 31). Под общегородским пространством эксперты подразумевают количество дорожно-транспортных происшествий в городе, доступность остановок общественного транспорта доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности городского населения, количество центров притяжения для населения. За жилье и прилегающие пространства Обь получила 31 балл, за улично-дорожная сеть 27 баллов, за озелененные пространства 34 балла. Общественно-деловую инфраструктуру и прилегающие пространства оценили эксперты в 25 баллов, социально-досуговую инфраструктуру и прилегающие пространства в 20 баллов.
Татарск же выигрывает у Оби по состоянию улично-дорожной сети, но проигрывает по уровню общественно-деловой инфраструктуры:
Немного не дотянули до Татарска Карасук (162 балла) и Куйбышев (156 баллов). Карасук, кстати, улучшил свои позиции по сравнению с прошлым годом — тогда у него было всего лишь 147 баллов. В частности, на целых шесть баллов — с 27 до 33 — выросла оценка улично-дорожной сети. Здесь оценивали долю улично-дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией, загруженность дорог, количество улиц с развитой сферой услуг, индекс пешеходной доступности, доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры. Остальные показатели Карасука тоже на достойном уровне:
Куйбышев по сравнению с прошлым годом почти не изменился: в этот раз жилье и прилегающие пространства города оценивались экспертами в 31 балл, улично-дорожная сеть в 28 баллов, озелененные пространства набрали лишь 15 баллов из 50 возможных. Общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства Куйбышева получили от экспертов 23 балла, а социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства — 22. Наиболее развито в Куйбышеве общегородское пространство — 37 баллов из 50 возможных.
Соседний Барабинск уступает в комфорте почти на 20 пунктов — он набрал 134 балла из 300 возможных. Хуже всего здесь, по мнению экспертов, жилье и прилегающие пространства — всего 17 баллов. В этом разделе оценивали и количество домов, обеспеченных централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения, и долю аварийного жилого фонда, и разнообразие жилой застройки, и другие факторы, влияющие на качество жизни в городских домах:
Последнее место среди городов, чье население превышает 20 тысяч жителей, занимает Тогучин — у него всего 116 баллов из 300 возможных. Лучше всего в этом городе обстоят дела с общегородским пространством — 31 балл. Остальное, к сожалению, оставляет желать лучшего. Так, жилье и прилегающие пространства набрали 15 баллов, улично-дорожная сеть 26 баллов, озелененные пространства 13 баллов, общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства 12 баллов, социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства 19 баллов.
Есть в Новосибирской области и совсем небольшие города, где проживает меньше 20 человек. И среди них самым комфортным был признан город Купино: он набрал 153 балла, значительно улучшив свои позиции по сравнению с прошлым годом, когда он заработал всего 139 баллов:
Близок к нему по уровню комфорта и Черепаново — этот город набрал у экспертов 149 баллов, почти половину из возможных 360. На хорошем уровне здесь общегородское пространство — 35 баллов и озелененные пространства — 30 баллов. В этом пункте оценивается доля озелененных территорий общего пользования (парки, сады и др.), уровень озеленения, состояние зеленых насаждений, привлекательность озелененных территорий, разнообразие услуг на озелененных территориях, доля населения, имеющего доступ к озелененным территориям общего пользования (парки, сады и др.).
Жилье и прилегающие пространства в Черепаново эксперты оценили в 21 балл, улично-дорожную сеть 27 баллов, общественно-деловую инфраструктуру и прилегающие пространства в 17 баллов, социально-досуговую инфраструктуру и прилегающие пространства в 19 баллов.
На третьем месте среди небольших городов Каргат: он набрал 141 балл — за год властям города удалось сделать его комфортнее на 21 балл (в прошлом году он получил всего 120 баллов):
Почти на 20 пунктов отстают от Каргата Чулым и Болотное: первый набрал 126 баллов, второй — 122 баллов. Хуже всего в Чулыме обстоят дела с социально-досуговой инфраструктурой и прилегающими пространствами — 13 баллов, общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства набрали всего 14 баллов. Под общественно-деловой инфраструктурой и прилегающими пространствами имеется в виду доля освещенных частей улиц, проездов, набережных на конец года в общей протяженности улиц, проездов, набережных, разнообразие услуг в общественно деловых районах, доля площади города, убираемая механизированным способом, в общей площади города, концентрация объектов культурного наследия (ед./га). Жилье и прилегающие пространства оценивается в 22 балла, улично-дорожная сеть в 27 балла, озелененные пространства 18 баллов, общегородское пространство 32 баллов.
Чуть-чуть отстает от Чулыма Болотное: город набрал 122 балла, что на пять меньше, чем в прошлом году:
Кстати, чтобы сделать анализ действительно объективным, создатели проекта изучили данные Федеральной службы государственной статистики, ГЛОНАСС и GPS, космические снимки, фотографии из социальных сетей, открытые данные МВД России и интернет-источники. Так что на индекс повлияли и сами жители, оставлявшие комментарии в соцсетях региона. В первую очередь, по словам его создателей, индекс предназначен для глав городов — глядя на него, они смогут понять, какие показатели им нужно подтянуть, чтобы жители были довольны. Будем надеяться, что он действительно поможет им сделать города региона лучше.
Ася Малютина, фото из паблика «Город Обь»