Для обсуждения проблем одного из притоков Оби – Иртыша в Новосибирск были приглашены эксперты из России, Казахстана и Китая. Сибирь представляли учёные из трёх городов: Новосибирска, Барнаула и Омска.
Участники круглого стола получили подробную информацию о сегодняшнем состоянии реки Иртыш, которая является главным притоком Оби. Сразу четыре страны пользуются её водами. Обычно называют Россию, Китай и Казахстан, забывая, что хоть и совсем малая часть водостока, но принадлежит Монголии.
Обозначенные темы для обсуждения: значимость реки Иртыш для России, Казахстана и Китая в условиях современных вызовов, изменение объёма водотока Иртыша за последнее десятилетие, влияние и результаты антропогенного воздействия в бассейне реки Иртыш, возможные пути совместного решения справедливого вододеления.
Россия и Казахстан давно имеют контакты по различным вопросам, касающимся Иртыша, но логично было бы обсуждать все проблемы, которых немало, при участии КНР. Однако наш восточный сосед пока не приветствует трёхсторонние переговоры, ограничиваясь традиционным диалогом. Между тем, проблем меньше не становится, а время для их решения упускать нельзя. В ближайшее время в Барнауле будет опубликовано подробное исследование о состоянии водного бассейна Иртыша.
По словам доктора исторических наук Владислава Кокоулина, проблема трансграничных рек, таких, как Иртыш, актуальная.
– Важно обратиться к историческому опыту, посмотреть, как решались такие проблемы в других странах, – отметил представитель Новосибирска.
А президент общественного фонда «Мир Евразии» (Алматы, Казахстан) Эдуард Полетаев подчеркнул, что существуют апокалиптические прогнозы относительно Иртыша.
– Необходим поиск решения в политической плоскости. Можно использовать механизм ШОС. В 2024 году в Астане пройдет встреча глав государств, где можно обсудить проблему Иртыша, – предложил эксперт.
Директор ОФ «Социум-PV», член попечительского совета общественной самоорганизации Республики Казахстан «Возрождение» (Павлодар, Казахстан) Дмитрий Франк, добавил, что у наших стран есть взаимные интересы.
– Нужно действовать осторожно, используя дипломатические ресурсы, и выйти на трехсторонний вариант разговора, – сказал он.