Яндекс Дзен
Праздники

Какими комсомольцами были главы районов Новосибирской области

29 октября день рождения комсомола. Со дня создания ВЛКСМ или Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи исполнилось 102 года. В советские времена комсомольцами были практически все юноши и девушки. Какими комсомольцами были главы районов Новосибирской области, узнал Горсайт.

Вступить в комсомол было непросто. Во-первых, за тобой не должно было быть никаких «грехов» — в том числе двоек в школе, а про приводы в милицию даже говорить нечего. Кроме того, необходима была и специальная теоретическая подготовка. Глава Карасукского района Александр Гофман свой комсомольский значок получил в 1970-ом, но и по сей день помнит, какой вопрос ему задала приёмная комсомольская комиссия.

— Что сказал Ленин на третьем съезде комсомола? А сказал он: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Я ответил верно, — не без гордости говорит Александр Павлович. — Вообще все вопросы помню. Готовились к этому очень серьёзно. Знали даже какие награды получил, не только комсомол, но и газета «Пионерская правда». Чтобы стать комсомольцем надо было столько по истории знать!

Александр был парень деревенский и принятие в комсомол стало для него ещё и небольшим путешествием, которое и сейчас помнит нынешний глава Карасука Александр Павлович Гофман.

— Везли нас в открытом грузовике ГАЗ-21 из нашего села, в кузове, зимой в райцентр, в райком комсомола. Вот такой был волнительный момент, — вспоминает Александр Гофман.

2.JPG

Приёмная комиссия в комсомол ошибок не прощает.

— В то время мы еще не осознавали, что такое лидер. Но в комсомол брали только достойных. И эта была первая серьёзная оценка личности твоей: что ты прошёл определённый этап, состоялся и можешь быть примером другим, — говорит он.

Александр Гофман просит не путать его вышесказанные слова со стремлением сделать карьеру: по его мнению, о карьере, в сегодняшнем понимании этого термина, тогдашние комсомольцы даже не помышляли: «Когда у меня спрашивали, кем я хочу быть, я как вершину карьеры называл должность механизатора, как у моего отца. Мечты стать председателем, лидером и вожаком у меня не было».

По комсомольской линии Александр Гофман продвинулся только лишь до кандидата в члены райкома ВЛКСМ, но было это уже после института.

— Как комсомолец я активно участвовал в комсомольских производственных бригадах. Работал на комбайнах, делали рекорды. Когда ввели перевод стрелок, появился дополнительный час осенью — можно было подольше поспать. Но мы, комсомольцы, решили: «Вперёд, будем этот час работать!» Я работал на комбайнах «Сибиряк-СК-5» и «Нива». Меня наградили значком ЦК ВЛКСМ «УРОЖАЙ». Этим я горжусь!

Отчасти наследниками комсомольцев глава Карасукского района считает сегодняшних волонтёров.

— Волонтёры во многом похожи на нас, комсомольцев. Они помогают другим людям, но на производстве, как это у нас было, ничего похожего я не встречал, — считает Александр Гофман и добавляет, что к канувшему в лету комсомолу у него тоже есть вопросы. — Лишним было вникание в личную жизнь. Это не нравилось никому. Кроме того, ребята, которые были лидерами, комитеты возглавляли, у них было стремление сделать карьеру. А я был попроще. Но комсомол это всё равно наша молодость и сложно сейчас делить на плохое и хорошее. Такая организация всё равно должна быть. Может, «коммунистический» слово можно было убрать. Вот КПСС распустили, я не разочаровался, а комсомол — зря. Сегодня молодёжь порой не знает, как использовать свой молодой задор, а это неправильно. 

4.JPG

Вот такие комсомольцы были, наверное, настоящими.

Глава Убинского района Олег Конюк надел комсомольский значок в 1983 году. Своё волнение и дрожь в коленях он помнит и сегодня: «Думал, что если не примут, это просто позор. В то время нормальный юноша обязательно должен был быть комсомольцем. Потом я добровольно в армию ушёл. Сам в военкомат явился – комсомольцы-добровольцы. В армию очень хотел. До и после армии летом как комсомолец на сенокосах в колхозе имени Ленина работал. Каникулы, ребята дома сидят, а я на сенокосе», — вспоминает он.

В комсомоле Олег Конюк не занимал никаких должностей, не был даже комсоргом. Но своё мнение о ВЛКСМ у него сложилось.

— Эта была важная ступень становления человека в то время и карьерная ступень тоже — дальше партия. Я всегда говорил, что тогда, если ты не коммунист, дальше бригадира тебе места нет. Я коммунистом не был. Просто пока в армии служил и в институте учился, КПСС и распалась. А так, наверное, был бы и коммунистом, просто не успел, — признаётся глава Убинского района Олег Конюк. Что же касается ВЛКСМ, то его роспуск наш собеседник считает ошибкой. — Потому что это была организация, которая сплачивала огромное количество молодёжи. Это просто дисциплинировало. Вот я, допустим, не хотел бы попасть на комсомольское собрание, где бы меня протащили с нехорошей стороны. Это очень неприятно и заставляет задумываться прежде чем что-то такое нехорошее сделать. Я боялся этого.

стройка.JPG

Стройотряды – комсомольская традиция, которая жива и поныне.

Если придерживаться мысли, что комсомольцев бывших не бывает, то самый опытный член ВЛКСМ из наших героев – глава посёлка Линёво Яков Ландайс. Он вступил в комсомол в 1967 году.

— Всё не просто так. После занятий у нас была подготовительная учёба несколько недель, не хуже чем сейчас к ЕГЭ готовились. Устав ВЛКСМ штудировали. Обстановка была очень волнительная. С первого раза люди не вступали. А вообще если тебя в комсомол не приняли, то ты почти что не полноценный, — вспоминает глава Линёво Яков Ландайс. — Мы тогда жили по другим канонам. Это книга «Как закалялась сталь», Павка Корчагин, молодогвардейцы. Книги эти были настольными у нас. Как их память опозорить? И было желание сделать как можно больше для Родины. Какую карьеру мне комсомол тогда помог сделать? Комсомол жил за счёт того, что мы были такими идейными. Не делал комсомол карьеры. Я говорю о годах, когда я был в комсомоле. Я был всего лишь секретарём воинской части, когда служил срочную. Какая карьера? Тогда с китайцами были непростые отношения — мы на собраниях обсуждали вопрос обороноспособности нашей страны.

После армии Яков Ландайс стал бойцом стройотряда и строил известную ныне трассу «Байкал».

— Строили участок этой дороги от Чулыма в обе стороны. Ещё целый посёлок там построили, а также мощный овцеводческий комплекс, которого сегодня уже нет. А мне комсомол позволили определить своё место в этой жизни. Я закончил училище, потом пединститут, работал в школе. Сегодня я Заслуженный учитель РФ. Комсомол мне дал целеустремленность. А по большому счёту, в том числе комсомол позволял нам иметь такую мощную, огромную державу, как Советский Союз. Само название «Коммунистический Союз Молодёжи» говорил о том, что он готовил людей будущего, которые должны были дальше развивать СССР.

Но глава Линево признаёт, что были в комсомоле и отрицательные стороны, точнее они появились в последние годы существования ВЛКСМ, когда он уже снял комсомольский значок.

— Вот эта зашоренность, догмы бессмысленные, собрание пустые, а так же показушность, особенно в 80-е она появилась. Стали просто работать на публику. Комсомол пришёл к тому, к чему пришёл Советский Союз – к краху. А виноваты люди, — убежден комсомолец 60-х, а ныне глава посёлка Линево Яков Ландайс.

Максим Картавых, фото предоставлены Яковом Ландайс, а также взяты со страницы ВКонтакте «Комсомольцы история» и носят иллюстративный характер

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей