Яндекс Дзен

До 16 и младше: грозит ли юным геймерам запрет на онлайн-игры в России?

Ситуация

Фото Unsplash.com

Лишить детей геймерского детства решили в Китае. Там ввели строгое ограничение на участие тех, кому не исполнилось 16 лет, в онлайн-играх. Причем следить за исполнением будут сами игровые платформы. Согласитесь, сильное решение! Можно ли такое провернуть в нашей стране? И нужно ли? Ответы подростков, их родителей, а также неоднозначные мнения экспертов собрал Горсайт.

Три часа в неделю - именно столько отвели китайским детям и подросткам на “позависать” в онлайн-играх.   Строгие ограничения вступили в силу неделю назад.Таким образом, Китай стал первой страной в мире, где проблема зависимости поколения Z от видеоигр решена кардинально. Сверху. Без оглядки на слёзы и сопли юных геймеров и стенания гигантов игровой индустрии о резком падении капитализации.

Мотивировала такое решение компартия высоким слогом: государственные СМИ Китая назвали онлайн-игры "духовным опиумом", из-за которого подростки впадают в психологическую зависимость. А  ведь "подростки – это будущее нашей родины,”  высказался в публикации агентства "Синьхуа" чиновник  китайского ведомства, аналогичного нашему Роскомнадзору.

В сухом остатке: юным геймерам выделили по одному часу в пятницу, субботу и воскресенье на доступ к онлайн-платформам. Следить за графиком обязали IT-гигантов, которым эти самые платформы принадлежат. А чтобы ребятня не пользовалась аккаунтами взрослых, в условия доступа к игре включили распознавание лиц и другие примочки.

Закон суров, но … не всё так однозначно (с)

Западные СМИ на эту новость отреагировали мгновенно и под копирку - оценив ущерб рынку как существенный. Замелькали сообщения о резком падении стоимости акций крупнейших игроков. Вероятно, таким образом образ авторитарного Китая должны были дополнить краски финансового безумия: совсем уже - душить золотоносную курицу ради идеологем.

Однако, если разобраться, все не так однозначно.

Во-первых, IT-рынок Китая, хоть и огромный, но - как всем хорошо известно - замкнутый в границах КНР. А во-вторых, ни в Китае, ни в США, ни в России дети до 16 не являются целевой аудиторией гейминг-платформ.


Ян Янкелойць, директор по развитию бизнеса компании-разработчика браузерных игр Overmobile, живущий в Новосибирске, в разговоре с Горсайтом пояснил:

— Большинство онлайн-игр делается для взрослых, для взрослой аудитории, которая видит в  этом игру как сервис и как наслаждение. Этот тот процесс, который они включают в свою повседневную жизнь, это даёт им расслабление, общение с другими игроками. И в конце концов, они платят. Делать игры для детей или подростков, чтобы они платили и окупали разработку и давали прибыль для разработки новых проектов - это практически нереально. 

Конечно, бесполезной юную аудиторию назвать нельзя. По словам эксперта, дети во всем мире приносят онлайн-платформам существенный трафик, повышая рейтинг той или иной игры. Например, в России доля пользователей в возрасте от 14 до 24 лет составляет  30% - по данным исследования компании MY.GAMES  в 2020 году. 

Потеряли бы разработчики, вздумай наша Госдума принять закон, аналогичный китайскому? В охватах - безусловно. Но в деньгах - не так уж и много.

Другое дело, что в нашей стране реализовать такую идею будет архисложно. А всё потому, что, в отличие от Китая, интернет в России во многом остаётся “тортугой” - раем для анонимных пользователей.

— В Китае уже лет 10 в любую мало-мальски серьёзную онлайн-игру ты можешь играть только по своему ID,  - рассказывает Ян Янкелойць. -  Вот есть у тебя паспорт, ты его данные вводишь  - всё, можешь играть в игру. Это связано с тем, что было много проблем: буллинг в онлайн-играх, мошенничество и так далее. То есть, без технического контроля такая законодательная инициатива не сильно повлияет на ситуацию. 

Есть и другая сторона медали. К такого рода запретам в России не готовы не только IT-компании, провайдеры и законодатели. Но в первую очередь - сами родители. Ведь говоря с надрывом о проблеме зависимости детей от видеоигр, забывают о том,  что на каждой игре стоит возрастная маркировка. И беспокоят родителей, как правило, “зависания” в мирах заведомо недетских, с пометкой 16+ и 18+. А теперь, внимание, вопрос: а как дети получают доступ к такой игре?

— Это ответственность родителей - в какие игры играют их дети,  - развивает мысль Ян.  - Некоторые родители, например, разрешают играть детям в такую игру, как Grand Theft Auto 5, где есть секс, насилие, наркотики, убийство игровых персонажей, насилие над животными, разрушение всего  интерьера и так далее. Это игра для взрослых, игра 18+. То, что в неё играют 7-8-летние дети - не вина разработчика. Создатели колоды карт не виноваты же, что её используют для игры в покер, где люди миллионы проигрывают.

Голос улиц: компьютерные игры  - добро или зло?

А что же родители? 

Откровенно говоря, наши мамы и папы до сих пор не выработали какого-то единого мнения: как быть с этим явлением? Ведь оно буквально во всём заменяет нашим детям то, что мы привыкли считать нормальной жизнью. На сетевых платформах знакомятся, баттлятся, стримят и завоёвывают популярность, делают покупки, даже ходят на виртуальные концерты мировых звёзд. Игра прерывается только на сон и школу - а порой и то, и другое азартные игроки приносят в жертву, желая как можно дольше оставаться в  своем виртуальном мире. 

Единства мнений тут не наблюдается. В одних семьях правит бал функция  родительского контроля. В других шнуры от приставки прячут в сейфе и ставят мотивационный план: принёс пятёрку/вынес мусор/погулял с братом - так и быть, включай. В третьих же - полная свобода, играй  не хочу. Мы вышли на улицы Новосибирска и расспросили случайных прохожих о том, что они думают о видеоиграх. 


Любопытно, но ожидаемого “всё-пропало-шеф” в ответах родителей мы не обнаружили. Так, отец двоих тинейджеров  Артур Габидулин признаётся - сам поигрывает, хоть и без азарта. Старшая дочь к играм равнодушна, а вот 14-летний сын порой вызывает беспокойство:

— Во-первых, он нервничает,  - рассказал Артур. - Когда просишь его что-то сделать, он недоволен, что приходится отрываться от игры. Торможения ещё нет. А сейчас после летних каникул, когда расслабился, вообще не знаю, как будет в режим входить. Хорошо, что спортом ещё занимается, это как-то балансирует.

Наша собеседница Елена  - представительница самого непримиримого поколения. И хоть и категорически против компьютерных игр, но аргументирует:

— Непонятно, во что они играют, в чём смысл игры. Когда ребёнок играет, а я не знаю, в чём смысл - вот это опасно. 

Вчерашние подростки опасения старшего поколения не разделяют: все играли в детстве, кто-то и сейчас продолжает. Как студент Данил, который в играх не видит  ничего дурного:

— Я расслабляюсь, я получаю какую-то историю. Это как кино, только интерактивное. Фильмы-то смотреть уже неинтересно. Хочется потрогать, хочется какое-то решение принять.

А у нашего собеседника Ильи по этому поводу есть даже своя остро-социальная теория:

— Люди же не играют в компьютерные игры просто так. Мне кажется, если бы было больше хороших площадок, парков, люди бы не так углублялись в игры.  Гуляли бы больше. А сейчас часто нет возможности - во дворе ничего  нет, или что-то валяется, мусор, или странные люди какие-то гуляют... Не очень хочется на улицу. И не секрет, что уровень доходов низок, люди стрессуют из-за этого и много конфликтов в семье. И понятно, что ребёнок не будет же ссориться с родителями - он пойдёт  в игры, отвлекаться.

У родительского страха глаза велики?

Саше 13 лет. Он самый обычный школьник, который живёт, как в фильме “День сурка”: каждый день школа, домашка, обязанности по дому, иногда прогулка с друзьями. Его не интересует спорт, музыка, кружки радиотехники - ни в чём не нашёл интереса для себя. Учёба даётся с величайшим трудом - из-за врождённой дислексии парень не может проявить себя в школе, и это угнетает. Легко ли ежедневно переживать свой неуспех на фоне успехов одноклассников?

Но когда он берёт в руки геймпад и заходит в самую популярную в мире онлайн-игру - всё меняется. 

— Я считаю, что онлайн-игры - это очень хорошая вещь,  - говорит Саша. -  Мы в них общаемся, например, с друзьями, которые переехали в другой город. Я не вижу, чтобы это как-то влияло на моё здоровье, физическое или психическое.

Евгения, мама юного геймера, разводит руками:

— Я всё понимаю - и про зрение, и про позвоночник, и про возможную зависимость. Поэтому стараюсь ограничивать время, которое он просиживает за игрой. Выгоняю погулять. Озадачиваю домашними делами. Но поставить строгий запрет не могу, вот хоть казните меня. Я вижу, как он преображается в игре. Здесь он лидер, вокруг которого сбивается команда. Здесь он смел и решителен. Здесь он может позволить себе даже говорить по-английски - с носителями языка(!), хотя в школе едва способен выдавить из себя два слова - на бледную троечку. Здесь он успешен, уверен в своих силах, заряжен на достижение целей. Я не могу у него это отобрать.

“На свой страх и риск” - формула, которой приходится руководствоваться большинству родителей. По сути, общество сейчас находится “внутри” крепнущего тренда, и пока даже специалистам не хватает аналитических данных, чтобы расставить все точки над i. Поэтому, не имея готовых ответов, они советуют почаще задавать самим себе  вопросы.

Например, психоаналитик Екатерина Дударева считает, что родительская истерия вокруг онлайн-игр по большей части базируется на поговорке: “у страха глаза велики”.

— Что такое - зависимость? Пять часов в день - это зависимость? А час - это зависимость? А 50 минут - не мало ли? А если бы ребёнок гулял по 12 часов в сутки - это было бы перебором?

Вопросом на вопрос она отвечает и по поводу того, в какие миры погружаются дети, заходя на платформу:

— А во что мы играли на улице? В “Казаки-разбойники”, догонялки, прятки, войнушку. То же самое они [наши дети - прим.ред.] делают в интернете, - развивает эту мысль Екатерина. -  С точки зрения психического развития, они занимаются тем же самым, правда, ограничивая развитие физическое, потому что чаще всего играют сидя. 

Так что же, на этом можно и успокоиться? Отнюдь. Вопросы в этой точке не заканчиваются, а только начинаются.


Екатерина добавляет: подчас, боясь за своего ребёнка, родители совершают гораздо более серьёзную ошибку - лишают его своего доверия. С пелёнок нагружают кружками, английским, спортом, чтобы не дай бог дитя не осталось наедине с самим собой и не пошло по кривой дорожке. Порой для такого перегруженного подростка интернет-игра становится единственным личным пространством. И если отнять и его - может произойти непоправимое. 

А вот если прекратить нагнетать панику - вполне может статься, что обойдётся. Вырастет. Увидит, как много в реальном мире нового и интересного. А через 15-20 лет станет таким же родителем. И  будет так же волноваться за своих детей, которым суждено жить уже в совершенно  другом мире.

Евгения Дергачёва



Поделиться новостью:

Смотрите также

Загрузка навигации