«Есть очень такая популярная модель болезни Паркинсона. Мы вводим токсин MPTP, и этот токсин вызывает моторные нарушения, но, помимо этого, и когнитивные. Болезнь Паркинсона — это не только какие-то двигательные нарушения, это, в первую очередь, когнитивные нарушения, которые могут при болезни Паркинсона появиться намного раньше, чем какие-то моторные нарушения», — рассказывает Алим Башираде, сотрудник лаборатории трансляционной биопсихиатрии НИИНМ.
В лаборатории искусственно моделируют условия, в которых рыбы могут приобрести то или иное нарушение. Ситуацию черепно-мозговой травмы создают с помощью прицельного удара лазером в определенную точку головы. После проведённого опыта, за особью наблюдают, сравнивая данные с полученными, когда рыба была здорова.
Рыбки живут в среднем два-три года. Опыты на них начинают ставить примерно с шести месяцев. В этом аквариуме взрослые особи, а вот здесь мальки. Они появились четвёртого августа и в исследованиях смогут участвовать уже через четыре месяца.
По соседству проводят поведенческие тесты. Рыбу запускают в трёхкоридорный аквариум. Здоровая особь при каждом помещении будет выбирать путь, который она ещё не исследовала. Животное с когнитивными изменениями вернётся в уже изученное пространство.
«Поместив в тестовый аквариум рыб, мы можем оценить некоторые параметры. Например, если она располагается в нижней части аквариума, то мы расцениваем это как тревожно-подобное состояние. Также сейчас у нас есть коллабораторы, которые используют искусственный интеллект, чтобы оценить поведение животного», — рассказывает Алим Башираде, сотрудник лаборатории трансляционной биопсихиатрии НИИНМ.
После проведённых тестов, на рыбах испытывают различные нейропротекторы — лекарства, которые защищают и иногда даже восстанавливают повреждённые клетки мозга. Эти исследования могут вывести ученых на эффективные механизмы лечения многих болезней.
«Болезнь Альцгеймера, болезни Паркинсона, они все неизлечимые заболевания. До сих пор не существует лекарство, которое могло бы вылечить этих людей. Оно может какую-то ремиссию вызывать, но, к сожалению, нет лекарства. И, к сожалению, не известны даже толком механизмы развития этих нейро-дегенеративных процессов», — говорит Алим.
Тесты на рыбах в разы быстрее и дешевле, чем привычные опыты на мышах и кроликах. В планах у лаборатории стать площадкой для исследований фармацевтических компаний. С этой идеей молодые учёные уже выиграли конкурс в программе «А-старт» где дают толчок для развития стартапов.
Екатерина Новгородцева