Яндекс Дзен
Здоровье

Полезны ли горчичники, рассказала главный пульмонолог Новосибирской области

Юлия Станиславовна Пинегина – детский врач-пульмонолог с 30-летним стажем и главный детский пульмонолог Новосибирской области. Кроме того, она номинант на премию «Врач года». В День пульмонолога Юлия Станиславовна рассказала, чем отличаются болезни органов дыхания у взрослых и детей, и зачем главному детскому пульмонологу области больше часов в сутках.

«Важный девиз в моей жизни: «Ввязался – побеждай». Если я изготавливаю цветы своими руками, то они должны быть «ах», если сажаю помидоры, они должны быть супер, если за что-то берусь – это должно быть на самом высоком уровне. Это касается и работы, и всего остального», — говорит главный детский пульмонолог области. У Юлии Станиславовны мало свободного времени, есть хобби – она рисует, вышивает объёмные картины. А долгое время она серьёзно занималась скалолазанием, альпинизмом. Есть и другие увлечения, но главное – любимая профессия, отделение, дети.

— Заканчивая мединститут, я точно знала, что не буду хирургом или анестезиологом. В рамках терапевтических специальностей мне нравились две – кардиология и пульмонология. Вот последняя и стала моей работой. Подтолкнула к этому меня мой учитель — Алла Васильевна Чупрова, когда я ещё была ассистентом кафедры. В областную больницу попала на первом курсе — летом мы работали здесь в качестве младшего персонала. Мне понравилось, уже после окончания института пришла сюда в ординатуру и начинала работать на кафедре педиатрии. Когда появилась возможность, я полностью переключилась на клиническую стезю и перешла в отделение, на кафедре осталась совместителем. С тех пор у меня единственная запись в трудовой — областная больница.

— Говорят, что пульмонолог – очень дефицитный врач. Согласны с этим?

— Любой хороший врач будет востребован, не зависимо от его специальности. В районах сейчас, например, не хватает, пульмонологов и аллергологов. Фактически единственная специализированная аллерго-пульмонологичская помощь сконцентрирована в городе. Конечно, помощь организована: есть консультативно-диагностическая поликлиника, где расширен приём, есть санитарная авиация и основные моменты контролируемы. Другое дело, если бы в крупных узловых районах можно было наблюдать детей на местах и там бы работал специалист, было бы гораздо проще. Врачи областной, в том числе и пульмонологи, ежегодно выезжают на специальном медицинском модуле в районы для консультации детей и взрослых.

— Есть ли среди пациентов такие, которых вы знаете лично, наблюдаете на протяжении всей жизни?

— В пульмонологии две основные категории пациентов. Первая – с острыми заболеваниями, которые очень благодарно у детей лечатся. Это пневмония, тяжёлая обструкция. И есть заболевания хронические. Вот на сегодняшний день самым частым хроническим заболеванием является бронхиальная астма. Если заболевание протекает тяжело, то этого ребенка мы наблюдаем в течение многих лет, буквально от самого рождения. Есть пациенты с муковисцидозом, которые тоже под постоянным наблюдением у пульмонологов. Это наследственное заболевание, рецессивное, когда у здоровых родителей совершенно неожиданно рождается ребенок, имеющий достаточно серьёзные гастро-энтерологические и респираторные проблемы. Эта категория пациентов у нас наблюдается постоянно до передачи во взрослую службу. Есть дети с интерстициальными лёгочными заболеваниями, в отличие от взрослого возраста таких немного. Общаемся в течение всего периода и после того как вырастают, приходят со своими детьми, поздравляют, знают телефон и могут позвонить. Особенных очень много. Многие остаются в памяти. Помню их таланты, характер, а у кого-то особенное течение заболевания. Профессия детского врача сродни педагогу.

— Можно самостоятельно лечить пневмонию детям?

— Можно лечить дома пневмонию детям, но не самостоятельно, а под контролем врача.

— Кашель всегда показатель начала заболевания?

— Можно назвать больше сотни заболеваний, при которых появляется кашель. Это болезни не только бронхо-легочные, это болезни сердца, лор-патология и так далее. Конечно, нужно обращать внимание и нужно обращаться к специалисту. Почему? Потому что есть ещё и достаточно серьёзные ситуации. Давайте не будем забывать про онкологические заболевания, туберкулёз. К сожалению, это достаточно опасная инфекция, которая сильно распространена. Надо чётко понимать, с чем связан кашель, а разобраться, конечно, поможет врач.

imgonline-com-ua-Resize-DbuP0OcQaml6n.jpg

— Как вы относитесь к практике дыхания, которая стала популярна на волне коронавирусной инфекции?

— Дыхательных гимнастик существует множество. Дыхательная система — это та система, которая не любит покоя. Должна быть физическая нагрузка. Даже обычная тренировка даёт толчок для развития дыхательной системы. Есть гимнастика по Стрельниковой, она для оперных певцов, для того, чтобы они могли петь, держать ноту длительно, задерживать дыхание и так далее. А обычному человеку нужно просто хорошее физическое развитие и здоровый образ жизни. При ковиде важно быстрее активизировать пациента, чтобы не возникало застойных явлений.

— Когда начался ковид, знали ли вы, во что это всё обернётся?

— Этого никто не знал. Часто пациенты спрашивают, как мой ребенок с определённым заболеванием лёгочной системы будет жить дальше? Я всегда говорю, вы вспомните, ещё год назад мы не знали, что такое ковид, а сейчас мы все погружены в эту проблему. Ну и здесь также — невозможно всё угадать. Такой мутации вируса с такими агрессивными свойствами не было. Микроорганизмы они живут своей жизнью, они приспосабливаются к окружающей среде гораздо быстрее, чем мы с вами, потому что они более примитивные, им это сделать легче. От этого зависит их выживаемость.

— Лечат ли детей с ковидом в областной больнице?

— Детская пульмонология с начала пандемии была перепрофилирована под клинику, куда госпитализировали в первую очередь детей с пневмонией со всей области, работали как «жёлтая зона». Поступает пациент с неизвестным ковид-статусом и с поражением лёгких, проводится обследование и одновременно начинается лечение пневмонии. По мере получения результата мы понимаем, есть ковид или нет. Если его подтверждают, то переводим ребёнка в инфекционный стационар. Если нет, то переводим ребенка в зелёную зону и продолжаем лечение здесь. Кроме того, в областной больнице рожают женщины с ковидом, соответственно появляются и дети, рождённые от больных матерей. Почему для этого выбрали областную? Потому что здесь есть и реанимация, и все возможности выхаживания на малых сроках. После стабилизации состояния детей мы переводим в профильный инфекционный стационар. Но чаще всего новорожденные оказываются без ковида.

— Одинаково ли проходит заболевание органов дыхания у детей и у взрослых?

— Безусловно, нет. Ребёнок – не маленький взрослый. Все заболевания, которые случаются у детей, происходят в растущем организме. И реакция организма совершенно другая. В этом плане педиатрия гораздо более благодарная область, потому что здесь есть перспектива. На сегодня мы часть болезней можем вылечить, часть взять под контроль, а часть наши пациенты могут перерасти. Например, бронхо-лёгочную дисплазию. Родился ребёнок с незрелыми лёгкими, по мере роста организма замещаются повреждённые и недоразвитые участки новыми полноценными альвеолами и ребёнок перерастает. Дети любые болезни переносят лучше.

— Как относитесь к советскими методам лечения – подышать над картошкой, горчичники?

— Смотря что лечить. Если нужно увлажнение воздуха, не принципиально, над картошкой вы будете дышать или включите увлажнитель воздуха. Что нравится, то и делайте. Рефлекторные процедуры – греть ноги или поставить горчичники – тоже, ради бога, но есть и более гуманные методы.

Евдокия Ерофеева, фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей