По предварительным подсчетам Российского Союза Автостраховщиков (РСА), стоимость автозапчастей в очередном обновленном справочнике средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ вырастет на 9,8% по сравнению с ценами предыдущей версии, действовавшей с 19 сентября.
В лидерах удорожания - KIA и Nissan
При этом динамика цен на комплектующие для разных марок автомобилей различается, отметил президент РСА. Например, страховщики отметили умеренный рост и в ряде случаев даже некоторое снижение в линейке для автомобилей Hyundai. Подешевело ветровое стекло, его стоимость теперь 6 тысяч рублей (-28%), дверь теперь стоит 20 тысяч рублей (-35%), а фара подорожала до 145 тысяч рублей (+5%). На автозапчасти Renault цены в среднем выросли на 15-30%. По KIA и Nissan зафиксирован наибольший рост. Так, ветровые стекла и двери подорожали в несколько раз.
Основными причинами такой динамики специалисты называют проблемы с логистикой, изменчивость курсов валют и, естественно, факт ухода многих западных автопроизводителей с российского рынка.
А что ОСАГО?
Логично в этой ситуации опасение автомобилистов, что тарифы на обязательное автострахование тоже взлетят на чувствительный процент. Действительно, стоимость ОСАГО растет прямо пропорционально росту цен на запчасти, поскольку компенсировать растущие затраты на ремонт страховщики могут только при помощи увеличения базовой ставки в пределах установленного Центробанком РФ коридора. А если учесть еще и растущий дефицит запчастей, ясно, что неизбежны сложности при восстановительном ремонте транспортных средств, а также проблемы с компенсацией реальных расходов при страховом возмещении.
О повышении стоимости ремонта автомобилей говорит и динамика средней выплаты по ОСАГО. Так, согласно статистике Российского Союза Автостраховщиков, в 2021 году она составила 72 670 рублей, к декабрю 2021 года – 91 300 рублей, а к концу 2023 года и вовсе, побив все рекорды, достигла 100 698 рублей. Более того, в РСА отмечалось, что в 2023 году рост средней выплаты по ОСАГО наблюдался в каждом месяце.
Тем не менее президент РСА Евгений Уфимцев отмечает, что страховщики прилагают все усилия для снижения возможных негативных последствий для автомобилистов. Данные на октябрь 2023 года демонстрируют, что средняя выплата по ОСАГО на 22,4% больше, чем в январе. В то же время, средняя премия по ОСАГО, то есть средний платеж, получаемый страховщиками от клиентов, остается на прежнем уровне. Это стало возможно, в том числе, благодаря конкуренции страховых компаний за безубыточных клиентов, что позволяет страховщикам держать среднюю премию по ОСАГО в разумных пределах.
Сравнивая данные января 2023 года с октябрем этого же года, можно отметить, что средняя премия в последний месяц снизилась на 1,7% или на 134 рубля, достигнув отметки в 7 901 рубль, что является очень хорошим показателем, учитывая современные реалии автомобильного рынка.