Купинский район занимает 2 место по посевной площади в Новосибирской области. Старый советский элеватор уже не отвечал текущим реалиям, и его реконструкция стала необходимостью. А его реконструкция и модернизация позволит, помимо сокращения расходов на логистику для сельхозпредприятий, создать новые точки сбыта на Азиатско-Тихоокеанском рынке.
«Не секрет, наверное, для всех, что есть проблемы с реализацией готовой продукции от сельхозпредприятий. Ближайшие элеваторы в настоящее время находятся в соседнем районе: в Багане, в Карасукском районе. Реконструкция элеватора же позволит нашим товаропроизводителям увеличить мощность производства, поэтому предприятия, наверное, не только нашего района, но и ближайших районов ждут и не дождутся, когда закончится реализации этого проекта», - отметил заместитель главы администрации Купинского района Сергей Зеленин.
За реконструкцию Элеваторного комплекса «Метелица» взялся инвестор проекта, компания «Трансхимэкспорт». По словам руководителей, работы много: помимо реконструкции самого комплекса, нужно ещё построить железнодорожные пути, интегрировать в структуру сельскохозяйственные производства региона. Инициативу поддержало и правительство Новосибирской области.
«Инвестиционный проект «Реконструкция элеваторного комплекса в городе Купино Новосибирской области» был включен в государственный реестр инвестиционных проектов на заседании Совета по инвестициям Новосибирской области в 2020 году и поддержан губернатором Новосибирской области», - пояснил пресс-секретарь ООО «Трансхимэкспорт» Виталий Тимаревский.
Сейчас основные работы ведут на железнодорожных путях - все компоненты уже собраны и доставлены на территорию элеватора, осталось только собрать, как конструктор.
«У нас уже собранно и уложено 8 стрелочных переводов, земляное полотно построено практически на 95% - проведено замещение слабых грунтов на дрен грунт, ведётся укладка первого километра железнодорожных путей специализированным краном», - рассказал исполнительный директор ООО «МонтажСтрой-4» Андрей Кулешов.
Железнодорожные пути - самый удобный и экономически выгодный путь транспортировки товаров по России. Например, зерно с элеваторного комплекса «Метелица» отправляется в Дальневосточный федеральный округ, где инвестор «Трансхимэкспорт», а также участвует в стивидорной деятельности компания «Восточно-Уральский Терминал»
«Речь про причал Восточно-Уральского Терминала, глубина которого 11,5 метров; длинна – 218 метров; площадь накопления – 260 000 тонн груза; площадь накопления судовой партии – 4,5 тысячи тонн зерна. На сегодняшний день мощность перевалки балкерных грузов составляет до 5 млн тонн с последующим увеличением до 20 млн. тонн в год», - добавил Виталий Тимаревский.
Но помимо своих проектов, созданных специально под город Купино инвестиционной компанией Трансхимэкспорт, «Метелица» развивает и сам район.
«На основании выданных технических условий ОАО «РЖД» завершены работы по проектированию развития инфраструктуры пути общего пользования ст. Купино. Их производили в тесном сотрудничестве с ОАО «РЖД», которое принимало непосредственное участие в подготовке проекта», - пояснил заместитель гендиректора по проектированию компании «Трансхимэкспорт» Игорь Несват.
Ещё район вошёл в программу газификации - теперь не придется топить печки дровами, а после реконструкции элеватора - появятся новые рабочие места.
Полная газификация района позволит нарастить мощность элеваторного комплекса, а также привлечь молодых специалистов в Купинский район. Это поможет продолжить активно развивать отрасль не только в Новосибирской области, но и во всех ближайших регионах.
Как говорят рабочие - в сроки укладываются, ввод в эксплуатацию новых путей намечен на начало ноября 2024 года. А полную реконструкцию элеваторного комплекса «Метелица» завершат к осени 2025-го.