Яндекс Дзен
Истории

Книгу о брате-герое собирал по крупицам житель Довольного

В Довольном уже нет того маленького беленького домика по улице Октябрьской, от которого со слезами мать проводила на фронт четырёх сыновей. Вернулись живыми только двое из них. Прошло столько лет, но ежегодно эти фронтовики в строю. В Бессмертном полку они все — живые, крепкие, красивые. Несут фотографии их дети, внуки и правнуки.

Четыре повестки

На Великую Отечественную войну Макрида Петровна и Сергей Иванович Писич проводили старшего Николая, ему было 26 лет, в 42-ом он пропал без вести под Ленинградом. Михаила ещё до войны призвали на срочную службу, он остался на фронте, а на родину вернулся только после Победы. Потом попрощались со Степаном и Алексеем.

3uwOMTpUAok.jpg

Алексея призвали в конце сорок третьего года. Паренёк окончил восьмой класс, дальше учиться не стал: понимал, коль забрали Степана, теперь его очередь. Ждал повестки… Ему тогда быловосемнадцать лет, и осталось посмертно девятнадцать… Юное мальчишеское лицо с твёрдым, уверенным взглядом, красивыми глазами, плотно сжатые губы, слегка заострённый подбородок. На тщательно зачёсанных чёрных волосах, по-солдатски правильно слегка сдвинута вправо пилотка со звездой. В гимнастёрке с погонами… С фотографии смотрит доволенский парень Алексей Писич, гвардии старший сержант, командир отделения автоматчиков.Это единственный снимок, который бережно хранят родные. Ещё пожелтевшая, с оборванными краешками, похоронка на имя Сергея Ивановича и Макриды Петровны Писич: «Алексей Сергеевич Писич в бою за Социалистическую Родину, проявив геройство и мужество, погиб 15 января 1945 года…». А ещё книга, информацию для которой после войны по крупицам собирал младший брат фронтовиков Григорий Писич. Григорий Сергеевич нашёл однополчан Алексей, они поделились своими воспоминаниями.

«Товарищ упадёт рядом, а ты — вперед!»

Вместе с однополчанами Алексей Писич, сержант второго стрелкового батальона 850-го Белорусского фронта, прошёл Белоруссию и Литву. В свои юные 18 был командиром отделения автоматчиков. Домой он писал часто, знал, что такое ждать вестей с фронта. Писал братьям: со Степаном они и служили рядом, в Восточной Пруссии. «Письма от него приходил через двое-трое суток, — рассказывал потом Степан Сергеевич, — наши части находились близко: в нескольких десятках километров». Из них до Берлина дошёл только Степан.

xKhXVBrFUfQ.jpg

Январь 1945 года… Восточная Пруссия… Позади железнодорожная станции Парфёново, а впереди — город Пилькаллен (ныне поселок Добровольск). Спасению Восточной Пруссии германские вожди придавали большое значение: именно здесь несколько веков назад были построены укрепления, которые были усилены к началу наступления Советской Армии. Протяжённость оборонительных систем достигала 200 км. Это был самый мощный укреплённый район Третьего рейха. Полмиллиона немецких солдат против полутора миллионов красноармейцев. Бои начались 13 января. Город переходил из рук в руки…

Приказ комбата Юрченко звучал сурово: «Как бы ни стрелял враг — вперёд! Товарищ упадёт рядом, а ты — вперёд! Ляжешь ты — лягут и другие, а тогда смерть нам всем!» 15 января воинов батальона сержанта Писича разбили на мелкие группы. Первым Алексей повёл своих двух ребят. Немцы отступали, за ними — Алексей с автоматчиками, меткой очередью очищая себе путь. Он не заметил, как они остались одни, далеко вперёд ушли от своих. Вот тут-то осмелел противник… Контратака… Багровел белый снег, таял под телами товарищей и немецких солдат. В неравной схватке, уже истекая кровью, Алексей попал в плен…

Вечно молодой

Группу Алексея Писича потеряли. Лишь на следующий день, 16 января, батальон капитана Юрченко пробился к городу и освободил вражеские траншеи. В одном из блиндажей заместитель командира батальона по политчасти капитан Магомед Саидов обнаружил погибшего Алексея. «На его теле было множество ножевых ран, — вспоминал позже капитан. — Сломаны руки и ноги, выбиты зубы, а рот забит землёй… Бойцы нашего подразделения всё это видели, и над своим товарищем поклялись беспощадно уничтожать фашистского зверя. Уже позднее пленные немецкие солдаты рассказали, что русского затащили в блиндаж, допрос вёл лично командир пехотного батальона, это по его приказу Алексея подвергли нечеловеческим пыткам. Они требовали у раненого русского сержанта одного – рассказать всё, что знал». Он молчал.

zMhFGq63vWM.jpg

Самого младшего солдата семьи Писич Алексея посмертно наградили орденом Отечественной войны первой степени. Сергей Иванович, отец семейства, не дожил до Победы. Может и к лучшему. Не узнал он о подвиге сына, а также о его смерти. Сергей Иванович и сам не обошёл войны: был партизаном, активным участником борьбы с колчаковщиной, а потом активным участником колхозного строительства. И его дед также был партизаном, а в годы советской власти – казначеем Совета.

29 мая 1970 года в Доволенский районный военный комиссариат пригласили тридцать ветеранов Великой Отечественной войны, которые Указом Президиума Верховного Совета СССР за боевые отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками награждены высшими правительственными наградами. В этот же день районный военный комиссар Л. А. Создателев вручил Макриде Петровне Писич орден Отечественной войны I степени, посмертную награду её сына Алексея. К слову сказать, Макрида Петровна сама удостоена правительственной награды – «Мать-героиня».

JVqWX1lHlHU.jpg

Степан Сергеевич с первых и до последних дней войны был на фронте. Трижды ранен, награждён боевыми Орденом Красной Звезды (19 октября 1945 года) и медалями — «За отвагу» (2 сентября 1943 года), «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (9 мая 1945 года).

Михаилу Сергеевичу пришлось служить в войсках НКВД.  

Младшие сыновья Иван, Андрей, Григорий и три их сестры Мария, Евросинья и София не видели войны, но почувствовали её всем своим сердцем, своими детскими мозолистыми руками. Уже в мирное время сёстры долгие годы работали в колхозе, проживали в Довольном. На малой родине остался Иван. Их брат Андрей жил и трудился в Москве.

Самый младший Григорий Сергеевич после войны окончил военное училище в Ленинграде. Позже работал в школе № 9 города Дивногорска Красноярского края – был педагогом, потом её директором. Он разыскал однополчан брата-героя, побывал на месте гибели Алеши. По крупицам собрал материал и написал книгу памяти об Алексее Сергеевиче. Далось это нелегко: в похоронной трудно было разобрать место гибели брата.

«В 1965 году полковник Бачурин, из Ленинграда, работая над историей боевой части, где он служил, в архивах обнаружил донесение Магомеда Саидова, зам. Командира 2 СБ по политчасти 850 СП 277 СД, в котором он докладывал о героическом подвиге Алексея Писича. Бачурин написал письмо в редакцию газеты в Довольном. К сожалению, товарищ Бачурин умер, не завершив истории боевой части. Мне удалось найти адрес Саидова Магомеда. Он любезно ответил на моё письмо», — пишет к книге Григорий Сергеевич. Позже он с семьёй нашёл место, где был захоронен Алексей во время войны, под селом Добровольском Калининградской области, побывали и на Мемориальном комплексе, где увековечено имя девятнадцатилетнего брата.

iqpNVzilIDw.jpg

Имя моего двоюродного деда, Алексея Писича, увековечено не только на мемориале под Калининградом, а также в парке Победы, в Довольном, музее школы N 1, где учился Алексей, в памятной книге семейного архива. Здесь же и единственная фотография Алексея Сергеевича. Старший сержант, по-военному серьёзный… А уходил на фронт жизнерадостный и весёлый паренёк.

Ольга Левина, фото из семейного архива  

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей