Знакомая назидательная притча с лёгкой руки главного режиссёра театра Вячеслава Стародубцева преобразилась в поучительную историю о любви и человеческих взаимоотношениях. Спектакль продолжил культурно-просветительский цикл НОВАТа «Пушкиниана», который в прошлом году открылся оперой «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Александр Кулыгин, автор многочисленных оперных произведений, в «Сказке о рыбаке и рыбке» удивительно отобразил чувства в музыке, показал ею настоящую жизнь. Поэтому равнодушного зрителя здесь найти будет сложно. Каждый через музыку услышит себя, свои переживания, посмеётся над собой, ощутит свой взлёт и своё падение.
– Александр Кулыгин – это открытие. Мало какой композитор владеет мастерством, перенести юмор в музыку. А вот здесь, очень тонкая работа именно с юмором. Здесь замечательный сарказм, самоирония в музыке, – добавил режиссёр-постановщик спектакля Вячеслав Стародубцев.
По словам главного режиссёра НОВАТа – постановка оперы «Сказки о рыбаке и рыбке» эксклюзивна. На самом деле, это современная история для современных людей, которым необходимо возвращаться к истокам, к настоящим ценностям. Ведь человеку для жизни нужно не очень много.
– Я открыл для себя, мы же все вышли из воды, эволюционировали, и пришли в города. Вот здесь то же самое, город наступает на деревню. Нам хочется всё больше и больше. Мы хотим ещё одну квартиру побольше. Или две квартиры, а потом хотим ещё и дачу, и домик. И всё равно возвращаемся к природе. И это действительно такая мысль, которая раньше не была ясна в этом сюжете. И вот меня осенило, и я увидел, что действительно, этот урбанизм, этот рок города и вообще городской цивилизации наступает и наступает. А ведь самое главное – это близкие люди, семья. Ценности традиционные, абсолютно простые и понятные. Вся суть в простоте. Это и есть тот ключ, который открывает всё великое, – поделился Вячеслав Стародубцев.
Спектакль «о рыбаке и рыбке», где воспевается классическое традиционное русское искусство – не просто постановка, со знакомым сюжетом. Это спектакль-исследование. Прежде чем начать поиск образов, костюмов, каких-то декоративных элементов, художник-постановщик Тимур Гуляев с командой внимательно изучил культуру и народные промыслы Поморья.
– Для нас это очень важно, чтобы это был и образовательный просветительский проект. Тимур исследовал подробно костюм Архангельской губернии, культуру этого края. Это всё непросто. И я хочу сказать, сделать на сегодняшний день традиционный классический спектакль – это самое сложное, потому что надо погружаться. Зрителя нельзя обмануть, – добавил режиссёр-постановщик.
Вот и море казалось настоящим. Волны, постановка света в зависимости от настроения и состояния золотой рыбки – всё понятно и трогательно одновременно. Сам подводный мир наводнён мифическими существами: то ли это русалки, а может сирены или ундины. И, конечно, золотая рыбка, в исполнении солистки оперной труппы НОВАТа Галины Петкевич, необычная, выразительная и справедливая.
– Я всегда стараюсь найти какие-то для себя моменты, где-то подсмотреть, поискать. Я смотрю фильмы, смотрю на актрис, смотрю на людей, ищу повадки, ещё какие-то движения. Плюс, конечно, нам очень сильно помог Сергей Захаренко тем, что он показал нам пластические движения. Помог Вячеслав Стародубцев тем, что он подсказывал нам, что мы должны чувствовать внутри при том или ином действии. Это кропотливая работа, безусловно. Хотелось выразительности, чтобы дети и взрослые, которые пришли на этот спектакль в это верили, и эмоции внутри них просто зашкаливали, – рассказала Галина Петкевич.
Каждая частица спектакля играет свою роль. Без связи всех составляющих сложно представить добротную работу. Вот и блюдца с росписью по краям, утопленные в песок, характерные для Архангельской губернии – это своего рода экраны, на которых проецируется изображение. Это и скоординированная география движения декораций и видео.
– У нас все декорации работают динамически. И каждый раз, когда картинку нужно перестроить, они выстраиваются в одной комбинации, потом перестраиваются в терем, в избу, они всё время двигаются. Это незаметно структурирует пространство, в котором возникают на них разные картинки. Всё решено в единой форме. Это как в музыке, играется одна и та же комбинация, но на разных этапах получается немножко похоже. Один и тот же элемент на разных высотах с разным диаметром, с небольшой разницей в росписи, имеет эффект такого единства пространства, которое может трансформироваться, – разъяснил художник-постановщик спектаклей НОВАТа Тимур Гуляев.
Конечно, и полноценную, эмоционально-действенную цветовую гармонию для восприятия зрителем тех или иных мыслей и чувств, особого настроения, сложно передать яркими кричащими цветами. Потеряется естественность и самобытность русского духа в спектакле. В «Сказке о рыбаке и рыбке» сдержанная красота. По словам художника-постановщика, она более спокойная, более величественная и раскрывается не сразу. К ней нужно привыкнуть, понять, полюбить её и уже обратной дороги не будет.
– Цвета свежие, чистые, но не режущие глаз, не отравляющие, цвета народных промыслов. Такие органичные, естественно, натуральные краски. В музеях, обратите внимание, вещи, как правило, имеют приглушенный цвета и в них приятно всматриваться. Я думаю, что подсознательно мы тоже к этому стремились, чтобы в эти рисунки, в эти декорации захотелось всмотреться повнимательнее, не шалеть от яркого цвета каких-то фантастических форм, которые сразу бьют наотмашь, а именно приглядеться, проникнуться, прочувствовать, – рассказал Тимур Гуляев.
«Сказка о рыбаке и рыбке» – настоящая, смешная, динамичная и очень добрая. А самая главное, это опера для детей. Создать оперный спектакль на таком высоком уровне, музыкальном и постановочном, не жалея средств на декорации и костюмы, поддерживая традиционную эстетику, мало найдётся режиссёров.
– Без ложной скромности скажу, оперой для детей вообще никто не занимается. А ведь это очень важно прививать детям хороший вкус через русский дух, русские народные промыслы. Поэтому мы тщательно и подробно подходим ко всем нашим детским спектаклям. Это одна из наших задач – воспитать современного зрителя, который бы любил театр, любил музыку, любил оперу. Музыка делает нас лучше, делает нас добрее. Музыка учит всепрощению. Музыка даёт надежду. И это действительно часть божественного, – подтвердил главный режиссёр НОВАТа.
Премьера оперы «Сказка о рыбаке и рыбке» прошли 3 и 4 июня. Следующие показы запланированы на 29 июля и 26 августа. Спектакль участвует в программе Пушкинская карта.