Далее – повествование от первого лица.
Не играют на школьном дворе
Я окончила 4-ую гимназию в 2005 году. Сегодня пришла не одна – пятилетняя дочка очень просила взять её с собой, любит дома играть в школу: либо рассаживает мягкие игрушки, и она выступает в роли учителя, либо сама «делает уроки» – что-то старательно выводит в тетрадке.
На школьном дворе, наверное, в памяти каждого взрослого всплывают хотя бы 2-3 картинки из прошлого: вот тут мы осенью собирали листья, а здесь зимой рыли тоннели в сугробах и стреляли пульками.
«Дети сейчас почти не играют на улице. Максимум – 15 минут на игровой площадке и по домам. Вы, конечно, больше времени проводили на свежем воздухе», – сравнила прошлое с настоящим учительница гимназии Ольга Кондратьева.
Педагог ответила на несколько социально важных вопросов о нынешнем поколении и поделилась с бывшей ученицей, каково это – быть современным учителем.
Что современным детям интересно?
«Ну как что? Гаджеты. Некоторые ждут-не дождутся звонка, чтобы взять телефон и поиграть. Они очень сильно отличаются от тех ребят, которыми были вы. Дети сейчас очень раскованные. Знают, конечно, больше, чем вы когда-то. Это современные школьники, у них с самого детства телефоны и планшеты, конечно, это влияет на развитие. Гаджеты мы запрещаем, кстати. Иначе нам удачи не видать. Но ребятишки хорошие, интересные. Им много надо, они сами тянутся к знаниям, причём не только по школьной программе, но где-то и дополнительно занимаются. Почти у каждого обязательно в жизни есть спорт, английский, художественная или музыкальная школа».
Память у школьников всё хуже
А вам сложно было перестроиться от нашего поколения к современному? Или это произошло незаметно, дети менялись постепенно? Может был какой-то рубеж, когда телефоны пошли, опять-таки?
«Нет, рубежа не было. Каждое поколение, которое мы набираем, чем-то отличается от предыдущего. И мы, конечно же, у них учимся новому, нам по неволе надо осваивать неизвестное, чтобы соответствовать, быть с ними на одной волне. Ещё сейчас дети шустрее, разговорчивее, чем вы были. Я бы сказала, что современные школьники умнее. Но вот у вас была отличная память. Сейчас у учеников превалирует кратковременная».
Это то самое клиповое мышление?
«Я думаю, да. Честно, даже я раньше очень увлеклась этими презентациями, когда только всё пошло. И вот ты к каждому уроки их делаешь. А потом заметила – они посмотрели эти картинки красивые и забыли, о чём там речь шла. Всё-таки, слово учителя – великое дело. Но при этом влияние гаджетов, конечно, колоссальное! Когда ещё не было запрета на телефоны, они ждали перемену для того, чтобы поиграть. Даже бегать перестали! Как-то резко – раз – и все сидят на диванчиках в своих смартфонах. Мы тогда забили тревогу, что надо запрещать их».
У нас были Тамагочи…
«Да, помню, помню. Когда покормить его надо было, уложить спать. Этим занимались даже на уроках. Подобное я разрешала, это же дети. Они 45 минут не могут удержать внимание. Сейчас нагрузка у них очень большая. Есть внеурочная деятельность, и родители хотят, чтобы дети всем занимались, чтобы каждый ребёнок выбрал какой-то модуль, например, занимательный русский язык или занимательную математику. Родители их отдают на всё, что есть».
Парадокс поколений
А можно сказать, что сейчас изменился подход к детям? Как их сейчас учат стандартным вещам: читать, писать, считать?
«Конечно, подход изменился. Помните, как мы раньше выводили палочки, крючочки? На это время было. Потом на долгое время от этого отошли. Только сейчас опомнились, что надо на подобное обращать внимание, потому что чистописание на мозг влияет очень хорошо».
Я, кстати, читала, что школьники стали хуже писать.
«Да, это так. И ведь почерк не исправишь. Очень много детей, которые психологически не готовы к школе. Рука мягкая, то есть моторика плохая. И нам тяжело научить, как надо ручку держать. Но при всём при этом, ребята сейчас гораздо умнее. У них информации больше. Сейчас научно-практические конференции уже с первого класса, представляете? Понятно, что не без помощи родителей, но тем не менее».
Цветы для учителя – это «жирно»
С 1 сентября 2024 года закон разрешил педагогам делать замечания детям. Честно, для меня дико, что теперь это надо закреплять законодательно. Говорят, дети сейчас часто пытаются отстаивать свои права, не всегда понимая, что у них есть ещё и обязанности. Ольга Кондратьева поделилась со мной мнением, действительно ли это стало массовой проблемой.
Уважения действительно меньше стало к учителю?
«Да».
Почему? Это из семьи идёт?
«Думаю, из семьи. Ну вот вам пример, лично слышала разговор: мальчик говорит: «Мам, надо учителю цветы подарить». И мама отвечает: «А ей жирно не будет?» Ну как думаете, при таком воспитании уважение будет к педагогу? А ведь затраты эмоциональные, физические – огромные. Иногда родители приходят и говорят: «Ольга Васильевна, вы скажите ему, он меня не слушает, а вас послушает». Это же тоже о чём-то говорит. Есть такие, которые с таким пренебрежением относятся к нам, как к обслуживающему персоналу. Раньше даже самый последний двоечник уважал учителя, скандалов не было, а сейчас чуть что – в прокуратуру жалобы строчат. А вы пробовали подержать внимание всего класса? Профессия у нас очень сложная».
Она усложняется со временем, новыми технологиями, изменениями в поведении детей, родителей?
«С современным обществом, я думаю, она усложняется. Во-первых, учитель должен соответствовать, надо много учиться, опять же компьютеризация – мы познавали технологии с нуля: как в интернет выйти, камеру настроить, задание прикрепить».
Детства было больше
А бумажные дневники живы?
«Живые, но у нас в основном всё выставляется в электронный уже, и домашнее задание пишется туда. А ребятишки любят бумажные. Вот идёт урок чтения, вышел ребёнок стихотворение рассказать. «А вы в дневник поставите оценку?» - спрашивает. И домашние задания туда записывают. Но это пока малыши. Старшеклассникам это уже не интересно».
У нас только появлялись телефоны. И то не было соцсетей, мессенджеров, только смски друг другу слали…
«Поэтому у вас детства было больше. На улице вы чаще бывали. А сейчас дети гуляют мало. В лучшем случае здесь, около школы, кучкой порезвятся минут 15. Родителям, конечно, надо регулировать, дозировать время для использования гаджетов. Многие, кстати, покупают детям кнопочные телефоны – надо позвонить? Звони. Игр нет, соцсетей нет. Это тоже выход».
Насколько раньше было проще, мне кажется… А вы сейчас с детьми на равных? Или всё-таки ставите себя выше?
«На равных. В ваше время учитель был как наставник, его точка зрения была решающей, а теперь на равных начинаем с ними говорить, дети другие».
А пакости школьники делают по-прежнему? Часто шалят?
«У нас нет. За всю мою жизнь такого не было. Только сердечки мне рисуют и подкладывают. Иногда прихожу, а у меня здесь конфетки, печенье. Спрашиваю, кто положил? И весь класс молчит, никто не сознаётся».
Ещё о наболевшей теме. Многие спорят: нужно ли в школе половое воспитание? Дети будто бы стали созревать раньше…
«Я думаю, что папа должен сыну объяснить, а мама – дочери. Мы не знаем, какая реакция будет у детей. Либо им надо раздельно про это рассказывать, либо, наоборот, когда они в куче. А где гарантии, что не будут «хиханьки-хаханьки» и ребята всё поймут? Считаю, это должны в первую очередь в семье доносить. Пусть папа объяснит мальчику, как он должен себя вести с девочками, а мама – девочке».
Напоследок немного личный вопрос. Ольга Васильевна, вы одна из нашей «началки» остались, не хочется уже отдохнуть?
«А я никак не могу расстаться со школой. Уйти очень сложно. Когда в пятый класс ребята поступают – скучаешь сильно. Пока работается – работаю. Главное не болеть. Знаешь, как с ребятишками интересно? Они иной раз такой вопрос тебе зададут, думаешь «Господи!» И вот потом сидишь, анализируешь, как им объяснить. Бывает, такое спросят, что ну совсем не для детского ума. Им же надо как-то это всё преподнести. И вот сидишь, слова подбираешь».
После этого диалога я снова ступила за порог школы во взрослую жизнь. В голове крутились разные мысли.
Всё-таки, школа - самый значимый период в жизни человека. За эти 10-11 лет формируется человек, он будет таким, каким его воспитают – и давайте признаемся себе, воспитают именно в школе. Ведь большую часть дня ребёнок проводит именно здесь. От того, какой учитель возьмёт тебя за руку и поведёт в класс, зависит, в какой-то мере, не побоюсь громких слов, твоё будущее.
Ранее Горсайт поделился открытками ко Дню учителя: душевные поздравления в стихах.