С небольшим количеством личных вещей уезжали от отстрелов в Россию. Сейчас новоиспечённый россиянин переживает за своих родных: кто-то из них сейчас нашёл приют в России, а кто-то ещё остаётся на Донбассе.
Дмитрий Касаковский из Карасука хорошо помнит свою ту, первую, малую Родину, небольшой городок под Донецком. Жили в самом обычном частном доме. В этом городке ещё в советское время поселилась бабушка Людмила Иосифовна, когда вышла замуж. А родом она из села Студёного Карасукского района. В самом южном районе Новосибирской области до сих пор проживают её сестры. И только в 1990-ые их разделила государственная граница. В этом же доме выросла её дочь Татьяна, а потом и внук Дмитрий. Он, как самый младший в семье, ни разу не был в Сибири.
Весной 2014 для четырнадцатилетнего Дмитрия всё было как обычно: после школы общался с друзьями, пинал мяч, если нужно, то помогал маме и бабушке. Так получилось, что подросток в их семье был единственным и главным мужчиной. А потом начали стрелять. Тогда мало кто из жителей понимал, что произошло и почему? Только пришлось всем учиться жить в новых, практически военных, условиях.
– Началось неспокойное время после массовых столкновений на Майдане. Эти отголоски дошли и до Донбасса. Мы слышали о зверствах украинских нацистов, которые не жалели никого. Нас постоянно обстреливали. Уже не гуляли по улицам, с осторожностью шли по делам. Тогда редко выпадали тихие дни. Ночью ещё страшнее было. Больше месяца спасли в коридоре, мама и бабушка боялись, что в дом попадёт снаряд или осколки, надеялись, что здесь у нас больше шансов остаться живыми. Так прошло два месяца, а потом уехали. Тогда многие оставляли свои дома и спасались в России, – рассказал Дмитрий.
Точку в решении поставили после трагедии. Неизгладимое впечатление оставила гибель близкой родственницы. Женщина пошла в поле за коровой, расположенное не так далеко от края населённого пункта, но именно в это время рядом разорвался снаряд. Она погибла, осколками изрешетило и животное.
Семью Касаковских приютили родные из Студёного. Вот так после долгого перерыва на свою историческую родину приехала Людмила Иосифовна, впервые увидел Сибирь и Дмитрий. С начала учебного года он сел за парту Студёновской школы, окончил десятый класс. Вскоре мама устроила свою судьбу, нашла человека, который стал для неё надежным тылом. Семья переехала в Карасук. А юноша окончил десятый и одиннадцатый классы в городской школе №3.
– Тогда я не осознавал, как маме и бабушке было жалко покидать свой дом. Они ждали, когда на Донбасс вернётся мир, чтобы мы поехали к себе. Мама говорила, что приняла такое решение из-за меня, чтобы с сентября я пошёл в школу, продолжил учёбу. Только мы до сих пор здесь, а на территории Донбасса за эти восемь лет так и не утихли боевые действия, – добавил молодой человек.
Несколько лет они потратили на то, чтобы получить российские паспорта. Первыми заветный документ вручили маме и бабушке, которая начала получать пенсию. Дмитрию досталось больше всех: тогда на руках у него было только свидетельство о рождении, пришлось пройти много инстанций.
– Только пять месяцев назад у меня появился паспорт вместо временного документа. Теперь я официально россиянин, а мне уже двадцать два года. Так случилось, что Карасукский район стал моей малой родиной, – рассказал он.
Теперь Дмитрий сможет предложить руку и сердце своей гражданской супруге, с которой вместе чуть более двух лет. Особенно радуется, что оформит на себя дочку Милену, которой исполнилось один год и шесть месяцев. Сейчас перед молодым человеком открываются новые возможность, к примеру, получить профессию. Однако он решил, что нужно содержать семью и зарабатывать деньги на съёмное жильё и текущие нужды. Пока у него есть работа, которая ему нравится, наперёд не загадывает, как говорит молодой глава семьи, «время покажет».
– Ранее я не вникал, что случилось, почему нас начали обстреливать. Позже читал, вникал, понимал. Знаю только, что взрослые тогда сильно переживали, что на Украине запретили русский язык. Потом и нас, жителей Донецка и Луганска, начали прижимать. Мои земляки по праву защищали столько лет свою Родину. Нужно остановить то, что все эти годы назревало на Украине, чтобы обычные люди, украинцы и жители Донбасса жили спокойно, без нацизма, – поделился мнением Дмитрий.
Сейчас семья опять переживает: началась спецоперация по освобождению Донецка и Луганска, родным с трудом можно было дозвониться. Последние дни уже постоянно на связи. Кто-то перебрался на территорию России, но есть те, кто остаются в своих домах. Они говорят, что стало значительно тише, хотя миром это ещё назвать сложно. Близкие иногда навещают дом бабушки и мамы Дмитрия, он не разрушен, но, как все строения без хозяйских рук, нуждается в уходе.
– Очень благодарен россиянам, что помогают нашим землякам, ведь многие уезжали только с чемоданом самого необходимого. Только нам повезло, что приютили родственники. Без них было бы сложно. Мечтаю, когда над Донецком и Луганском будет мирное небо, с дочкой и женой приеду и покажу им дом, где я вырос, познакомлю со своими тётями, двоюродными братьями и сёстрами, – сказал в завершении разговора беженец Дмитрий.