К сожалению, такая беспечность может стоить нам очень дорого. Ведь фиксируя в кресле наше тело, ремень не позволяет ему получить удары, сила которых при столкновении может достигать нескольких тонн. Что заставляет нас пренебрегать ремнём безопасности, каковы в связи с этим могут быть последствия для здоровья в случае серьёзной аварии и почему надо пристёгиваться даже на заднем сидении разбирался Горсайт.
Когда появился ремень безопасности
– Сейчас ремнями безопасности оснащены все автомобили. Однако впервые такого рода защита появилась не в машине, а в летательном аппарате изобретателя Джорджа Кейли, чтобы удерживать пилотов во время полёта. По прошествии пяти лет, в 1885 году Эдвард Клагхорн запатентовал первый автомобильный ремень безопасности, который больше напоминал крепление для скалолазов. Его основной функцией во время езды была защита пассажиров от возможности выпасть из салона машины, – рассказал менеджер по продаже автомобилей новосибирского дилерского центра Андрей Скакунов.
Также специалист добавил, что к началу тридцатых годов прошлого века автомобилей на дорогах стало довольно много. Участились и аварии с серьёзными последствиями для здоровья пешеходов, пассажиров и водителей. Обеспокоенные этим медицинские специалисты обязали всех производителей транспортных средств соорудить в машинах поясные ремни безопасности. Однако водителей такое новшество не устраивало, и они их отрезали. Поэтому спустя двадцать лет ремни сняли с производства.
– В 1951 году запатентовали трёхточечный ремень безопасности, который защищал не только поясницу, но и плечи. В это же время был изобретён затягивающий механизм, который срабатывал, когда водителя выталкивало вперёд. Но люди к этой технологии также отнеслись очень холодно. В семидесятые годы ХХ века салоны автомобилей стали оснащать звуковым сигналом, а одна компания сделала так, что машина не заводилась, пока водитель и передний пассажир не пристегнут ремни, – сообщил Андрей Скакунов.
Не желали тогда, не хотят и сейчас
На что только не идут водители, чтобы обмануть «систему». Покупают специальные заглушки, чтобы «машина не пищала», пристёгивают ремень, а только потом садятся уже на него за руль, перекидывают ремень за спинку сидения. С чем это связано, почему нас совсем не пугают последствия?
– У меня стаж вождения больше двадцати пяти лет. На чём только я не ездил – и старые жигули, и подержанные тойоты, и «европейцы». И не везде ремни-то были рабочими, да я и не пристёгивался никогда, и дети у меня на заднем сидении так ездили, в заднее окошко часто смотрели. Им интересно было. Езжу я аккуратно, не вижу никакого смысла в этих ремнях, – поведал один из водителей.
Однако на такие слова водителей безжалостно «кричит» статистика. Около 80% всех ДТП происходит на небольшой скорости менее 65 км/ч. Сила удара автомобиля о любую преграду на такой скорости равносильна падению с четвёртого этажа. К тому же ваши опыт, осторожность и внимательность не гарантируют того, что в вас не влетит, зазевавшийся водитель другого авто. Для этого много времени не нужно.
– Человек живёт и думает, что это будет происходить с кем угодно, но не с ним. Даже если он будет водить машину аккуратно, соблюдать все правила дорожного движения, надо понимать, что вокруг него также есть люди, возможно неисправные транспортные средства или какие-то обстоятельства на дороге, которые от него не зависят. Поэтому предсказать и свести к минимуму эту ситуацию невозможно, – заявила врач-методист Регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики, врач анестезиолог-реаниматолог, кандидат медицинских наук Ольга Королёва.
Оправдания, чтобы «непристёгиваться»
Причин «не пристёгиваться» находится не мало и у пассажиров. Самые распространённые это: «мне не удобно, всё сдавливает», «я запачкаю одежду или мех на моей шубе протрётся», «зачем ремень, если есть подушка безопасности» или «при возгорании, я застряну и не успею выбраться».
– Все эти мифы уже давно развеяны. Загореться автомобилю не так-то просто, для этого столкновение должно быть очень сильным. Даже если вы «непристёгнутый» останетесь живы, травмы, которые вы получите, не позволят вам покинуть автомобиль и выиграть время, которое ушло бы на отстёгивание ремня. А вот сработавшая подушка безопасности станет при этом вашей первой опасностью. Ведь электроника в автомобиле часто устроена таким образом, что подушки при непристёгнутом ремне не срабатывают, – заметил менеджер автосалона.
Если же она всё-таки сработает, то по инерции при аварии вас резко бросит вперёд, навстречу подушке. Она в свою очередь «выстрелит» вам в лицо с немалой скоростью, значит не обойтись без травм головы и шеи. А ведь этого бы не случилось, будь вы под защитой ремня безопасности.
– Многие полагают, что при наличии подушки безопасности можно не пристёгиваться, это в корне неверно. В случае столкновения возникает двойная сила удара. Человек ломает кости, разбивает голову и может погибнуть. Ремень безопасности сохранит жизнь и здоровье при любых видах столкновений. Например, при лобовом не позволит разбить голову о лобовое стекло и вылететь из автомобиля. При боковом защищает от удара о боковые стёкла и стойки, и не даст улететь в другую сторону салона, – пояснил исполняющий обязанности начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Константин Шкабарня.
Чем ещё помогут ремни безопасности в случае аварии
По словам специалистов, удерживающие средства на 75% снижают вероятность развития тяжёлых последствий для здоровья.
– Страшны не только переломы и травмы внутренних органов, но и травматические поражения опорно-двигательного аппарата. Именно позвоночника. Если он травмируется, происходит перелом позвонков, это может способствовать разрыву спинного мозга. А это ведёт к частичной или полной парализации человека. Если это коснулось уровня шеи, то человек остаётся парализованный на всю оставшуюся жизнь, – рассказала Ольга Королёва.
Сзади тоже пристёгиваемся
Ремень безопасности пассажира, сидящего сзади, не только обезопасит его, но и не позволит навредить водителю.
– 80% сидящих впереди могли бы выжить, если бы сзади пассажиры были пристёгнуты ремнями безопасности. При лобовом столкновении даже, если скорость была небольшой, непристёгнутый пассажир увеличивает её в десятки раз, вылетая вперёд, получая серьёзные травмы и травмируя тех, кто сидит впереди, вплоть до летального исхода, – сообщил Андрей Скакунов.
Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
Конечно ремень безопасности не спасёт вас от синяков, ссадин, гематом и переломов, которые могут случится в зависимости от тяжести аварии, когда вы «пристёгнуты». Но его правильное использование снизит вероятность возникновения очень страшных травматических повреждений.
– Пренебрежение правилами безопасности – это неграмотное, безответственное отношение к своему здоровью. В Федеральном законе №323-ФЗ об охране здоровья граждан прописано, что человек сам несёт ответственность за состояние своего здоровья. Это значит он сам идёт проходить диспансеризацию, при беспокойствах сам должен обратиться к медицинскому работнику и, если уж он использует транспортное средство, работает на высоте или просто переходит улицу, значит он обязан соблюдать определённые условия для использования этих мест повышенной опасности, – добавила специалист.
Обязанности участников дорожного движения
Одно из самых распространённых нарушений среди водителей – это непристёгнутые ремни безопасности во время езды. С начала 2023 года, за девять месяцев согласно статье 12.6 «Кодекса административных правонарушений», было зафиксировано 114 704 административных материала. Попробуйте осмыслить эти пугающие цифры.
– Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения. Водитель обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности. Пассажиры, в свою очередь, обязаны при поездке на автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, – заявил Константин Шкабарня.
Штраф за непристёгнутый ремень безопасности стоит на четвёртом месте среди административных наказаний автовладельцев. В 2023 году за такое нарушение вы, как водитель, заплатите одну тысячу рублей. Столько же вам придётся потратить за непристёгнутого пассажира, который в свою очередь сэкономит. Его штраф составит лишь пятьсот рублей.
Как уличить «непристегнутого» водителя
Не так давно «непристёгнутого» водителя могли остановить только сотрудники ГИБДД. Сейчас им в помощь на дорогах устанавливают камеры фиксации этого нарушения. Обмануть её очень сложно, ведь здесь задействована нейросеть, которая распознает водителей без ремней безопасности в любое время суток. Ранее Горсайт писал о том, где в Новосибирске установили такие камеры. К тому же сотрудники ГИБДД регулярно организуют рейды, в ходе которых выявляют различные нарушения.
Пристёгиваться или не пристёгиваться в автомобиле решать каждому из вас. Здесь всё зависит насколько вы задумываетесь о возможных последствиях, ответственно относитесь к своему здоровью и жизни и какой пример вы подаёте своим детям. Ведь они смотрят на вас, учатся и делают так, как делаете вы. Готовы вы рискнуть их жизнями ради целостности меха вашей шубы или свободного расслабленного пребывания в кресле своего авто во время езды?
В следующих статьях Горсайта читайте о том, как обезопасить ребёнка во время езды в автомобиле и почему детей нельзя пристёгивать ремнями безопасности.