Яндекс Дзен
Общество

Магазина не существует: флористы обманывают клиентов и подставляют реальных бизнесменов

Представьте, что вы решили порадовать свою сестру, маму, бабушку цветами. Вы долго выбираете подходящий онлайн-магазин, тратите время на поиск того самого букета, наконец, оплачиваете заказ... и не получаете его.

Магазина не существует: флористы обманывают клиентов и подставляют реальных бизнесменов

Коллаж Горсайта

Именно в такой ситуации оказалась жительница Новосибирска Алёна Курбан. Она хотела сделать подарок сестре и маме, которые празднуют свои дни рождения — так уж совпало — 20 февраля.

Девушка заранее начала искать пару идеальных букетов, используя различные соцсети и сайты. Среди онлайн-площадок она нашла страницу cvety_nsk_novosibirsk в Инстаграм*.

— Я просмотрела их профиль и выбрала два букета, которые решила заказать к празднику. В переписке с продавцом указала все свои пожелания и необходимые данные, которые они попросили. Сразу после этого мне сообщили, что предоплата за цветы и доставку — стопроцентная. Также оповестили о том, что мне будут приходить сообщения о статусе заказа, — рассказала Горсайту Алёна Курбан.

Не заподозрив подвоха, девушка отправила деньги на карту. Стоимость двух букетов составила 2 400 рублей — их должны были привезти к семи вечера.

— Но время шло, а от магазина так и не пришло ни одной смс-ки. К тому моменту, когда уже должны были собраться гости и именинницы, я вовсю пыталась дозвониться и дописаться до продавцов, но итог один — тотальный игнор и блокировка, — добавила девушка.

1ф.jpg

2ф.jpg

3ф.jpg

Понимая, что справиться самостоятельно не получится, девушка обратилась в редакцию Горсайта. Мы, получив сообщение о произошедшем, написали продавцам в WhatsApp и спросили, в чём причина подобного отношения к клиенту.

Однако ни в вотсапе, ни в запрещённой соцсети, которую пришлось использовать, нам не ответили. И сообщения, и звонки были проигнорированы, а в последствии наш контакт заблокировали.

4ф.jpg

Не на тех напали. Мы изучали профиль лже-флористов с другого аккаунта. И вот что «накопали»: у страницы «магазина» 15 тысяч подписчиков, недоступны подписки и никаких других контактов, кроме номера для общения в вотсапе.

Сама страница создана в ноябре 2023 года, но неплохо «забита» публикациями с упоминанием Новосибирска и адреса: ул. Ватутина, 21. В актуальных сторис — букеты за 1 800, 2 450, 5 000, 10 000, 17 500 рублей. То есть, люди могут потерять самые разные суммы, которые переваливают и за десятки тысяч.

Мы начали искать другие соцсети «магазина», но и эта попытка была обречена на провал — кроме сомнительной странички в Инстаграм* ничего нет. Но — ведь адрес указан! 

Вбиваем в поисковую строку Яндекса «ул. Ватутина, 21 цветы», и что вы думаете? Интернет выдаёт — тут действительно находится цветочный магазин, только один нюанс. Это совершенно не та фирма, в которую обращалась пострадавшая Алёна Курбан.

Недолго думая, мы связались с реальной флористической точкой — называется она «Колибри».

— Первые сигналы поступили месяца полтора назад. С подачи клиентов, что они где-то оплатили заказ. У нас отслеживаются букеты на доставку, и в те дни никаких доставок не было. Мы стали расспрашивать, где люди нашли ту страничку, и выяснили, что заказ был принят через Инстаграм*, а у нас профиль там нерабочий ещё с 2020 года. Мы заказы там не принимаем, — рассказала Горсайту директор цветочного салона «Колибри» Елена Маляревич.

По словам управляющей, сотрудники «Колибри» получают сообщения о мошенничестве от 1 до 3 раз в неделю. То есть, мошенники исправно гребут неплохие деньги с наивных покупателей уже несколько месяцев.

— Из-за этого я стала размещать в 2gis к положительным отзывам предупреждения. Ставила у себя в статусе информацию, просила клиентов отметить в соцсетях, что действуют мошенники. Пару раз получилось с помощью жалоб остановить их... но через 2-3 дня адрес появлялся вновь, — объяснила Елена.

К счастью, пока на продажи и имидж «Колибри» это никак не повлияло. Елена говорит, что ей обидно за обманутых людей, ведь им нечем помочь.

А обманутых оказалось немало, и нам даже удалось с ними пообщаться.

— У меня был юбилей в январе, и моя сестра из Омска решила отправить мне цветы. Получилось так, что она заказала букет, а в день доставки не смогла открыть профиль магазина из-за того, что её заблокировали. Тут уже и я подключилась, мы звонили и писали им, но толку никакого, — рассказала Горсайту Анастасия.

5ф.jpg

Девушка попробовала выяснить, в чём дело, через «Колибри», чей адрес указан в профиле мошенников. Там ей объяснили, что действуют обманщики, и это не первый такой случай.

Похожий случай произошёл, когда молодой человек захотел подарить цветы подруге на день рождения. Он заказал букет за 2 200 рублей и договорился с продавцом.

— Вечером обсудили заказ, утром списались и всё было в порядке. Но ближе к празднику они перестали отвечать, мы пишем или звоним, а в ответ тишина. Сын уехал на мероприятие — туда должны были доставить букет. Но цветы так и не привезли, — рассказала Горсайту свою историю жительница Новосибирска Наталья.

По словам женщины, после этого они обратились в банк. В течение пяти дней заявление рассматривали. Но по итогу пострадавшим сказали, что ничего сделать не получится, нужно обращаться в полицию.

Ещё одна печальная история произошла с жителем Санкт-Петербурга. Мужчина приехал в Новосибирск на три недели, и ему нужно было поздравить жену брата с днём рождения. Он решил заказать цветы для неё.

— Я связался с ними... Впервые со мной такое было, что я решил довериться и зачем-то вместо того, чтобы оплатить по месту, заранее скинул деньги. Как только я их отправил, мне перестали отвечать. Я не обратил внимание на то, что магазин, который находится по указанному адресу, называется совсем по-другому, — рассказал Горсайту житель Санкт-Петербурга Оганнес.

6ф.jpg

Когда мужчина понял, что имеет дело с мошенниками, отправился на ул. Ватутина, 21. Там ему, как и другим пострадавшим от действий недопродавцов, рассказали, что происходит.

— Я обратился в полицию, объяснил ситуацию, написал заявление. Мне вечером позвонили, сказали, что можно приходить... я спросил, получится ли вести это дело ещё и в Санкт-Петербурге, потому что мне нужно было улетать в ближайшее время, мне сказали, что вести в двух регионах его не получится. Поэтому, с того времени жду хоть каких-то результатов, — объяснил Оганнес.

Пока полиция ведёт дознание своими методами, мы включили логику и дедукцию, чтобы найти хотя бы какие-то зацепки. На многочисленных фото в профиле был узнаваемый интерьер и действительно хорошие цветочные композиции, которые явно выставляли профессиональные флористы. Почему бы не найти, у кого мошенники «спёрли» контент?

Несколько часов поисков по запрещённограму принесли свои плоды. Оказалось, что чёрные двери, чёрно-белый потолок с длинными прямоугольными лампами, горизонтальный длинный вентилятор, деревянная стойка, прямоугольная светлая плитка с размывами, коробочки с надписью и розой по центру — всё это действительно существует, но только... в Москве! 

photo_2024-02-22_23-15-13.jpg

photo_2024-02-22_23-16-54.jpg

photo_2024-02-22_23-18-25.jpg

Мы сообщили владельцам настоящего аккаунта о том, как их контент используют в Новосибирске. В ответ нам сообщили, что люди, которые воруют фотокарточки, уже давно находятся под пристальным наблюдением, вот только как-то остановить их деятельность не получается.

— Они прикрываются именем цветочного склада из Москвы. Вот страница мошенников cvety_nsk_novosibirsk, а вот flowers_euro_247 — это страница московской сети. Люди полностью копируют наш профиль: логотип, сторис... всё это украденное. Пожалуйста, насколько это возможно, пожалуйтесь на их страницу. Очень много людей пострадали и продолжают страдать, — обратилась к жителям Новосибирска флорист и администратор «Цветочного склада 24/7» Ирина.

photo_2024-02-22_21-30-16.jpg

А можно ли вообще как-то помешать мошенникам, которые орудуют в, на минуточку, запрещенной соцсети?

— Если вы решили отстоять свои интересы, то, конечно же, необходимо в ближайшее время обратиться как в правоохранительные органы, так и к юристам/адвокатам. Как показывает практика, правоохранительные органы обычно принимают такие заявления без энтузиазма и часто отказывают в возбуждении уголовного дела. Здесь как раз и важна параллельная работа юриста/адвоката: обжаловать отказы полиции и одновременно готовить иск в суд на взыскание денег, — рассказал Горсайту адвокат Константин Зиновьев.

Константин отметил, что помочь можно не всегда. Это случается, когда магазина физически не существует, когда сайт/магазин находятся за границей и получатель денег там же; если получатель денег подставное лицо (бомж, алкоголик, иное случайное и финансово не обеспеченное лицо, которое просто открыло в банке счёт и отдало свою карту мошенникам); если получатель денег завален исполнительными листами и находится в предбанкротном или банкротном состоянии. Кстати, не имеет значения, на каком сайте или социальной сети это произошло, в том числе даже если это будет сеть, признанная экстремистской на территории Российской Федерации.

— В этом примере действовать нужно также, как я и описал выше. Но вряд ли кто-то захочет тратиться на юристов, если ущерб составит 1-5 или даже 10 тысяч за букет. С другой стороны, сам цветочный магазин должен быть заинтересован в пресечении деятельности подобных сайтов, так как это порочит его деловую репутацию. Здесь уже речь будет идти не столько о взыскании денег, сколько о закрытии соответствующего сайта. Эти вопросы регулирует уголовное и гражданское законодательство; пробелов здесь практически нет, разве что в случаях с дипфейками, да и то частично. Только вот потерять деньги — это один клик, а их возврат — долгая и часто дорогая процедура, — объяснил адвокат.

Ну и, как с ОРВИ, чтобы не бороться с последствиями, нужно позаботиться о профилактике. Чтобы не попасться в ловушку мошенников, Константин Зиновьев советует:

- покупать что-либо только на проверенных сайтах;

- важно, чтобы среди контактов были не только интернет-адреса, но и телефоны, почтовый адрес, чтобы вы могли и сами перед заказом проверить действительное существование этого магазина и его связь с соответствующим сайтом/аккаунтом.

- насторожиться, если магазин предлагает перевести деньги на счета каких-то физических лиц. Не забывайте просматривать и ресурсы с отзывами — часто бывает, когда спонтанная покупка уже совершена, а потом в интернете сам же потерпевший обнаруживает кучу отзывов с указанием на то, что вступил в отношения с мошенниками.

Ну и от себя добавим: безусловно, в сети можно найти больше и дешевле, в том числе от частников, которые будут рассказывать, что не пользуются кассами, потому что эквайринг — это дорого, что «если заплатить все налоги, фирму придётся закрывать», а поэтому будьте добры — переводом на карточку... Однако в то же самое время сотни торговых точек работают совершенно легально. И не доставляют головной боли своим клиентам. А значит, поддерживать кровным, заработанным рублём лучше их, чем ловкачей из серой зоны запрещенных социальных сетей.

Инстаграм* признан экстремистской организацией и запрещён на территории России.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей