Яндекс Дзен
Общество

Машинистам локомотивов РЖД подарили профессиональный праздник

Впервые рулевой электровоза с 30-летним стажем Сергей Ершов из Карасука 31 марта отметит День машиниста. В новый профессиональный праздник он рассказал о слаженном братстве локомотивных бригад  и нарушителях правил дорожного движения.

Машинистам локомотивов РЖД подарили профессиональный праздник

Ольга Левина/ Горсайт

Как старшина погранвойск машинистом стал

Сергей Ершов из Карасука продолжил династию и стал железнодорожником. Его отец трудился в местном депо с 1961 года, с самого его основания, когда только созданный коллектив запускал производственные цеха, а слесари экспериментального цеха, где работал Геннадий Ершов, по чертежам собирали станки, верстаки и эстакады для ремонта электроподвижного состава.

– Отец посвятил всю свою жизнь родному предприятию. У него был наивысший шестой разряд, он разработал множество рационализаторских предложений. Не слышал от него, что он ездил куда-то учиться. Может, призвание?! Они там делали всё, молодцы, талантливые, увлечённые. Я был во всех цехах, но как любому мальчишке интересны были поезда. Здесь же на эстакадах стояли локомотивы. Сам перед армией слесарничал в депо, только в электроаппаратном цехе. Уже тогда решил связать свою жизнь с железной дорогой, – рассказал Горсайту машинист эксплуатационного локомотивного депо Карасук Западно-Сибирской дирекции тяги Сергей Ершов.   

Юноша решил примерить китель машиниста локомотива: хороший аттестат позволили с лёгкость поступить на специализацию «Помощник машиниста» Карасукского железнодорожного училища. Лучшие студенты которого имели возможность поработать в бригаде грузового поезда. До сих пор опытный железнодорожник вспоминает студенческие командировки до станции Иртышское, которые помогли ему окончательно определиться с выбором дела его жизни. Окончил обучение с отличием.

– И сейчас машинист – престижная профессия. Но тогда это была особая каста. Если человек в кителе идёт, то все здоровались, через дорогу кричали приветствия. Отбор всегда был жёсткий. Принимали лучших и опытных. Как семья гордилась, если мужчина локомотивом управлял, – говорит карасучанин.

Он не воспользовался возможностью остаться на службе в погранвойсках, когда он проходил срочную на Дальнем Востоке. Шутит, что нарушителя задержать не удалось, но до сих пор помнит, кто такой Карацупа. Служил на контрольно-пропускном пункте в морском порту. Судна, перевозившие различные грузы по всему миру, швартовались у причала, а Сергей с сослуживцами стоял в пограничном дозоре. После демобилизации старшина, заместитель командира взвода мог стать милиционерам или таможенником, но вернулся в родное депо.

DSC_0200.JPG

Опыт от фронтовиков

С января 1991 года начался отсчёт его службы на стальной магистрали. Помощником машиниста начинал на грузовом локомотиве, а затем перешёл на пассажирский. Через несколько лет окончил Омский техникум железнодорожного транспорта. Покатался на ВЛ-60К, затем ВЛ-80С. На дальние расстояния не ездили, тогда плечи были короткие – до станции Иртышской, Камень-на-Оби и обратно. Нюансами профессии с ним щедро делился машинист-инструктор и руководитель пассажирской колонны Виктор Коваленко.

– Виктор Акимович относился к нам по-отцовски. Справедливый, но если заслужил, то и понесёшь наказание. Моя задача – принять локомотив, проверить оборудование, наличие инструмента, сигнальных принадлежностей, средств защиты. В случаи поломки техники на перегоне неисправности устраняли с машинистом. И всё зависело от его опыта, я как помощник у него учился, – рассказал Горсайту Сергей Ершов.

Первыми наставниками-машинистами стали Николай Гарайс, Анатолий Квитко и Виктор Шульс.

– Помню, тогда в коллективе у нас были фронтовики. Они заслуживали особого уважения. На планёрках занимали первые места. Когда высказывали своё мнение, то зал весь замирал, все внимательно слушали. У них такая закалка была, мы учились на их советах, – вспоминает карасучанин-железнодорожник.

DSC_0206.JPG

Автопилот не равно машинист

Впервые за контроллер грузового локомотива в качестве машиниста Сергей Ершов сел двадцать два года назад. Первый самостоятельный рейс был до станции Камень-на-Оби. Вспоминает железнодорожник, что почувствовал только лёгкое волнение.

– Я сел, как говорится, за правое крыло, позади десять лет в качестве помощника с замечательными наставниками. Знал, как себя вести в нестандартных ситуациях, при поломках. Сейчас локомотивы усовершенствовали, оснастили современным оборудованием, в кабине много дополнительной аппаратуры – вплоть до автоматического ведения поезда. Это упрощает нашу работу, – отметил машинист со стажем.

Автопилот не заменил человека в кителе, это лишь усиленный контроль, который своевременно сигнализирует о проблеме, скорректирует скорость, чтобы поезд прибыл на станцию по расписанию.

Про «проскочить» и нарушителей ПДД

Бывает, что на пути локомотива попадаются нарушители правил дорожного движения. «Проскочить» стараются водители на автомобилях с пассажирами и грузами, животные. Это приводит и к выходу из строя приборов, к поломкам, а также отхождению от расписания.

Вспоминает Сергей Ершов, как лет шесть–семь назад на переезде в сторону села Хорошее в Карасукском районе автомобиль попал под его локомотив. Когда заметил приближающуюся к путям легковушку, применил экстренное торможение, но метров через 70 электровоз и иномарка столкнулись. В салоне находилось четыре человека: женщина за рулём, рядом пассажирка, а на заднем сидении двое мужчин. В тот день они возвращались с отдыха на озере.   

– В том и подвох, что автомобиль ехал по дороге, было неясно, остановится или проигнорирует сигналы дорожных знаков? На переезде женщина испугалась и начала тормозить. Удар пришёлся в переднюю часть машины. Локомотив срезал бампер, радиатор, в общем, всё до двигателя. По инерции метров восемьсот мы ещё проехали. Если бы ещё на чуть-чуть выехали вперёд, то последствия были бы страшные, – поделился воспоминаниями машинист.

К счастью, «увечья» получила только машина, люди отделались только испугом. Пока Сергей Ершов рапортовал дежурному о происшествии, помощник машиниста убедился, что люди живы. Но даже опытный железнодорожник испытал мандраж.

В памяти случай, когда ночью водитель решил пересечь железнодорожные пути за населённым пунктом, чтобы сэкономить время. Но неудача преследовала автолюбителя: его «Нива» остановилась в колее. Мужчина сбежал, а его машина приняла удар на себя. При столкновении автомобиль отлетел в кювет. Тогда «пострадал» и многотонный локомотив.

В Алтайском крае часто под поезд попадают животные. «Проскочить» стараются косули, лоси, лошади и коровы. Животные, как и люди, подвержены страху, а в результате – спонтанным действиям. Вместо того чтобы убежать в сторону, почему-то спешат к путям.

DSC_0207.JPG

За 32 года службы в РЖД Сергей Ершов не пожалел, что выбрал эту профессию. Считает, что для машиниста главное не только знания и опыт, но и слаженное братство с помощником. Вместе бригада электровоза проводит в пути по восемь-двенадцать часов, сначала зарождается профессиональное доверие, а затем крепкая дружба. Последние пять лет Сергей работает с одним и тем же помощником Кириллом Тур, и не только работают, мужчины уже, как говорится, дружат семьями. И только тёплые воспоминания о тех, с кем трудился ранее – это Олег Евсеенко, Александр Ракоед, Валерий Саматой. И сейчас может позвонить не столько за профессиональным советом, сколько за жизненным или узнать, как дела.

За годы службы он награждён нагрудным знаком «Лучший машинист» III степени, знаки «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км», «За преданность локомотивному комплексу 30 лет», «За труд и преданность», а также благодарности.

Шутит Сергей Ершов, что на нём династия железнодорожников оборвалась. Дочь пошла по стопам мамы, а сын – выбрал экономику. Но не огорчается, даёт детям право выбрать любимое дело своей жизни.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей