Между родителями и школой иногда возникают разногласия. И это нормально, если каждая сторона слышит другую и готова к диалогу. Однако в последнее время встречаются родители, с которыми у сотрудников учебного заведения не получается установить контакт. Одни устраивают скандал, другие провоцируют волну административных проверок по не совсем корректным, а порой и ложным заявлениям, третьи, избегая ответственности, высказывают свои недовольства в соцсетях и местных пабликах.
Чтобы защитить свою репутацию и не идти в бессмысленную конфронтацию, при этом продолжать стабильный образовательный процесс, у школ уходит много сил и времени. Горсайт вместе со специалистами постарался разобраться в этой щепетильной проблеме и выяснил, какие претензии предъявляют школам «сложные» родители чаще всего и как с ними работать.
Фото с сайта adobestock.com
Наиболее частые претензии родителей
Горсайт вышел на улицы Новосибирска, чтобы выяснить у родителей школьников, что их не устраивает в работе образовательных учреждений. Оказалось, что во многом взрослые недовольны чрезмерной учебной нагрузкой, невкусным питанием и техническим оснащением школ.
«Дети приходят вечно недовольные. Всё, по их словам, пресное, несолёное, безвкусное. Конечно, мух и тараканов в столовых нет, но еду хотелось бы повкуснее. Разве нельзя организовать разнообразие, чтобы был выбор – блинчики, салатики, выпечка, а не эта гречка с котлетой, макароны и какие-то супы, которые дети вообще не едят», – посетовала одна из мам школьников.
Также родители отметили, что еда в школах часто напоминает ту, которую дают в больницах и самолётах. Польза от такой пищи, по их мнению, сомнительная.
Фото с сайта adobestock.com
Негативно родители школьников относятся и к периодическому дистанционному формату обучения детей и большой учебной нагрузке.
«Я отдаю ребёнка в школу не для того, чтобы потом сидеть с ним, учить его и воспитывать. У меня работа и другие дела. А этим должна заниматься школа. И вообще, очень плохо, что в школах нет для “началки” продлёнки. И на дом задают настолько много, что, кажется, зачем дети вообще в школу ходят. Их, получается, только родители и учат», – отметила мама ученика начальной школы Ксения.
Некоторые родители обозначили проблему с отсутствием вовлечённости учащихся в полезную социальную деятельность в школах. На "Разговоры о важном" ходят, а в общественно-патриотических делах не участвуют.
Естественно, эти проблемы касаются далеко не всех школ Новосибирска, а лишь отдельных. К тому же среди отзывов о работе школ было достаточное количество положительных, с благодарностью. Кроме того, во время опроса на не совсем приятную тему, многие просили не указывать их имена и не фотографировать, боясь огласки.
Фото с сайта vecteezy.com
Что о претензиях родителей говорит школа
Директор средней общеобразовательной школы №220 рассказала, что и у них есть родители, которые устраивают скандалы, выказывают своё недовольство и не всегда готовы к сотрудничеству. И это несмотря на то, что школа признана одной из лучших в России и в прошлом году стала региональной инновационной площадкой Новосибирской области.
«Есть такие родители. К примеру, раз в неделю мы всей школой исполняем гимн Российской Федерации и очень серьёзно к этому делу относимся. У нас есть прекрасный атриум, и мы каждый понедельник торжественно с выносом знамени исполняем гимн. Для всех классов это праздник. Они с первых дней ухватили общий настрой, ценностную волну всего этого и ни у одного ребёнка не встал вопрос: “Зачем я трачу на это учебное время?“. Чего не скажешь о многих родителях этих детей», – сообщила директор №220 имени Константина Дмитриевича Ушинского Анна Шмакова.
В начале прошлого года родители учеников школы №220 приходили к директору с официальным запросом: «Для чего детям отвлекаться от учёбы на гимн, зачем это делается и почему мой ребёнок должен этим заниматься?»
«Конечно, мы эти вопросы решали, проводили разъяснительную работу, беседовали на родительских собраниях, да и сами дети ситуацию старались изменить. Спустя какое-то время мы стали приглашать взрослых в школу. Когда родитель приходил и видел, как это красиво, какие чувства пробуждает, как иногда накатывает слеза, когда почти вся школа в атриуме поёт гимн Российской Федерации, а на проекторе идёт красивый ролик о России, как по стойке смирно стоит кадетский класс, выносят флаги, знамя России. Всё это на родителей произвело впечатление», – отметила педагог.
Фото предоставлено администрацией школы №220
Также Анна Шмакова подчеркнула, что разрыв в потребительской и патриотической парадигме воспитания и формирования других ценностей существует уже много лет и работать с ним очень сложно.
«Другая больная тема, когда родители приходят к директору или завучу с письменным обращением на тему конфликта двух детей в классе. При этом родитель одного ребёнка выставляет его в лучшем свете и просит исключить второго ребёнка из их класса или даже из школы. Тут ярко проявляется позиция эгоизма того самого родителя-потребителя. А завтра ему может не понравится другой ученик или ученица, а потом и учитель и что, всех нужно будет убрать?» – добавила директор школы.
А что с этим ребёнком будет дальше в обществе?! По словам Анны Шмаковой, чтобы воспитать патриотов, тех людей, которые поведут нашу страну, семья должна смотреть в том же направлении – прививать любовь к близким, школе, своему краю, Родине.
«А если это и дома никак не закрепляется, а, наоборот, ведутся речи о том, что всё это надоело? Представляете, как ребёнку тяжело, какой разрыв происходит в психике, сознании. А ведь это сильно влияет и на его здоровье в дальнейшем. Конечно, когда родители приходят и жалуются на котлеты и не совсем вкусную пищу в столовой, кое-что можно отрегулировать. Но при этом мы должны строго придерживаться рекомендаций Роспотребнадзора», – отметила специалист.
Безусловно, еда без майонеза и прочих приправ, которые делают вкус более ярким, кажется пресной, но от этого менее полезной и питательной она не становится. Здоровая пища ведь не всегда вкусная. Здесь снова у родителей на первый план выходит потребительская сторона вопроса: «Я так хочу», «Мой ребёнок привык есть другую пищу». Но надо заметить, что школа – это всё-таки не ресторан или бургерная, у неё другие цели и задачи.
Фото с сайта adobestock.com
«Ещё одно требование родителей – в гардеробе должно быть больше места. Но этого не будет. Наша школа переполнена в 2,5 раза, но, тем не менее, родители требуют для их ребёнка отдельное место, отдельный шкафчик», – рассказала Анна Шмакова.
Кто они, эти «трудные» родители
По мнению специалистов, «трудные родители» вносят суматоху и повышают напряжение в психологическом климате не только школы и класса, где учится их ребёнок, но и собственной семьи. Некоторые из них привыкли жить своего рода «иждивенцами», которые боятся управлять жизненными ситуациями, поэтому часто перекладывают ответственность на других.
«Собирательный образ современного родителя очень интересный, такой многогранный, многоплановый тип, в котором очень много всего “намешано”. Это в основном люди поколения девяностых, которые росли, воспитывались, если можно так сказать, в системе образования, когда практически отсутствовал акцент на воспитание. Школа была местом, дающим только знания», – отметила Анна Шмакова.
По словам педагога, это в первую очередь большая проблема с ценностно-смысловой ориентацией. Сейчас некоторые родители, скорее всего неосознанно, выбирают позицию потребителя.
«Основной локус контроля родителей-получателей услуг, который ведёт их по жизни, – “я центр Вселенной, и мне должны все, кто вокруг меня”. Конечно, это не все взрослые этого поколения, но это достаточно распространённая история и часто встречающаяся. Психологи, педагоги, чиновники от образования и не только говорят сегодня об этой проблеме – очень сложно воспитать поколение патриотов, которое нам сейчас крайне необходимо, если родители – потребители. Это глобальное расхождение в мировоззрении, понимании, ценностях», – заявила директор школы.
Фото с сайта adobestock.com
Психологи выделяют ещё одну категорию «сложных» родителей. Они активны, везде и всюду заявляют о проблемах школы, но хоть какой-то эффективности в их действиях не наблюдается. Часто это говорит о их незрелости, некой инфантильности.
«Ко всему присоединяется ригидность этих родителей, такое застревание в проблеме. То есть любую сложность можно решить конструктивно с классным руководителем, учителем, директором. Но у некоторых родителей нет задачи решить проблему. Они хотят везде и всюду о ней голосить, смаковать её, заострять внимание и играть на ней, чтобы как-то себя реализовать. “Посмотрите, я неравнодушен, я есть”. Часто они не идут напрямую в школу, а прячутся, рассказывая о ситуации под каким-нибудь ником, в кафе с подружкой или в классном чате», – пояснила Анна Шмакова.
О реальной позитивной работе школ всегда говорить сложно, ведь надо многое осмысливать, и порой это некогда делать тем родителям, которые видят это хорошее, участвуют в делах школы. Они просто заняты.
«Мы сейчас живём в очень стремительном мире. У нас через час уже новые задачи, через месяц новые программы, планы и так далее. Творческая, учебная да любая созидательная деятельность в школе кипит. А вот это застревание родителей в проблеме без поиска решения влияет и на нашу работу в том числе», – подчеркнула директор школы №220.
Фото с сайта adobestock.com
Что советуют психологи
Избежать общения с «трудными» родителями школам практически невозможно, как и сделать их счастливыми. Здесь важна дипломатичность и уверенность в принятии правильных решений.
«Конечно, при конфликтах невозможно созидать и творить. Это чётко должны понять и принять родители, если желают своему ребёнку счастья. В школе можно организовать, чтобы на каждом классном собрании родители заполняли анкету, в которой они смогут оценить деятельность учителей и школы по разным параметрам. Таким образом вы дадите недовольному родителю возможность пожаловаться и соберёте общее мнение о ситуации в классе. Главное, включить в анкету вопрос о том, что им нравится, чтобы они это сами почувствовали и поняли, не концентрируясь только на негативе», – порекомендовала практикующий психолог Ольга Баженова.
Кроме того, родитель может не понимать сути отношений между семьёй и школой. Он не всегда осознаёт ограничения, которые есть у школы и учителя, а порой даже не знает законодательства. Возможно, школам наряду с правилами поведения ученика пора выпустить новый документ – кодекс родителя.
Фото с сайта vecteezy.com
«Родители – тоже люди. Они могут ошибаться, заблуждаться в силу каких-то личных недостатков и воспитания проявлять агрессию и выражать отрицательные эмоции, ведь речь идёт о самом дорогом для них – их ребёнке. Они даже не подозревают, что своими действиями вредят ему в психическом, моральном плане. Из-за негативного восприятия школы ему трудно в ней учиться. Но учебное заведение при этом несмотря ни на что всегда обязано выдерживать свою профессиональную позицию», – пояснила специалист.
В случае, когда родитель из любой ситуации готов раздуть скандал, психологи советуют постараться не поддаваться на эти бурные эмоции.
«Не провоцируйтесь, ведите себя спокойно, отвечайте вежливо, с достоинством, не повышая голоса, и ни в коем случае не оправдывайтесь. Как только “трудный” родитель поймет, что все его усилия тщетны, он успокоится и скорее всего начнёт вести себя по-другому, тогда вы сможете что-то обсудить. Конечно, с такими родителями лучше не оставаться один-на-один, пусть рядом будет коллега или администратор», – посоветовала психолог.
Фото с сайта vecteezy.com
Родителям же психологи рекомендуют задуматься, на что на самом деле направлены их действия, когда они идут с потребительской претензией в школу. Какими вырастут их дети, наблюдая не совсем правильный пример для подражания, смогут ли они по-настоящему любить, жалеть, уважать своих близких или научатся только требовать и брать?
Хочется верить в то, что сейчас становится всё больше тех, кто стремится вырастить настоящего человека с душой и сердцем, помнящего свое родство. За такое воспитание и обучение целиком и полностью отвечают родители, которые вместе со школой обеспечивают высокий уровень образования своим детям.
Ранее Горсайт писал о том, как изменить ситуацию с выполнением «нерадивой домашки» после школы.