Яндекс Дзен
Общество

Под Новосибирском продолжает работать аэродром почти с 80-летней историей

Аэродром в Карасукском районе стал центром туристического маршрута. Здесь расположился музей под открытым небом с самолётами и вертолётами, а в небо поднимаются авиамодели.

Под Новосибирском продолжает работать аэродром почти с 80-летней историей

Ольга Левина / Горсайт / Юрия Ткаченко/ Валерия Ткаченко

Воздушные ворота Карасукского района

Для Валерия Ткаченко из Карасукского района Новосибирской области небольшой аэродром стал родным домом. В День работника гражданской авиации, который отмечают в России 9 февраля, карасучанин рассказал, почему жил на аэродроме, как работал с отцом, возглавившим после войны аэропорт с прилегающей для взлёта и посадки территорией.

Об аэродроме в Карасуке упоминали ещё в 40-ых годах прошлого века. Старожилы помнят, что в начале войны на территории района временно размещалась Днепропетровская учебная эскадрилья Гражданского Воздушного Флота. Учебная часть готовила лётчиков для фронта. Только к концу войны она покинула территорию.

Но уже после 1945 года заговорили о необходимости развития гражданской авиации. Посадочная площадка существовала. Благодаря чему в Карасук приехал фронтовик Великой Отечественной войны Иван Ткаченко.

Юрий летчик.JPG

В силу своего молодого возраста повоевал Иван Ткаченко недолго, но успел получить медаль Отечественной войны II степени. После войны мужчина служил в Норильске. В 47-ом попал в новосибирский авиотряд гражданской авиации, оттуда распределили уроженца села Лобино Краснозёрского района в Карасук, где он создавал с нуля аэродром.

Сначала взлётно-посадочную площадку разместили на территории города, вскоре перенесли на окраину, в сторону Краснозёрского района. На пустыре выстроили деревянный дом: в одной части расположился аэропорт, во второй – жила семья директора. К этому времени у молодых родились сын и дочь.

Под руководством Ивана Ткаченко трудились два радиста, все необходимые работы по содержанию территории и приёму самолётов проводили самостоятельно.

Позже аэродром перенесли в противоположную сторону города, в сторону села Хорошего. На сотне гектаров земли построили добротные кирпичные помещения – просторный зал, квартиру для семьи директора и хозяйственные постройки. В коллектив приняли диспетчера, кассира, метеоролога на свою метеостанцию.

Рабочий день начинался с четырёх утра и продолжался до ночи. Иван Ткаченко и руководил, и выполнял обязанности диспетчера.

«В детский сад мы с сестрой не ходили, слишком далеко до города. Мама работала библиотекарем, в Карасук добиралась каждый день, иногда я к ней бегал, ждал, а потом мы с ней шли домой», – поделился с Горсайтом воспоминаниями сын Ивана Валерий Ткаченко.

В школу Валерий с сестрой ходили пешком: туда и обратно по полтора километра. У Ивана Ткаченко была служебная лошадь, летом он пользовался телегой, зимой на санях ездил по делам, мог и детей довезти до города.

В свободное время Валерий всегда крутился с отцом, видел, как заправляли самолёты, что делали диспетчеры, радисты. Признаётся, что ему было интересно.

Помнит, как зимой доктор прилетал на «Ан-2». За время стоянки огромные лыжи на технике прихватило к снегу. Перед отправкой лётчик огромной деревянной кувалдой бил по ним, а потом, взлетая, скользил по полю.

Валерий побывал в кабинах практически всех самолётов и вертолётов. Аэродром как магнит тянул к себе всех городских мальчишек, прибегали, знали, что пилоты прокатят их над городом. Когда семья летела по делам в Новосибирск, как сыну директора аэродрома разрешали сидеть в кабине с пилотом.

Мечтал Валерий также поднимать машины в небо, но проблемы со зрением не позволили её осуществить. Зато это не помешало заниматься авиамоделизмом в Доме пионеров.

Важный гость из Москвы

После школы Валерий несколько лет работал с отцом. Был электромонтёром, механиком, диспетчером, радистом.

«На наш аэродром прилетали «Ан-12», «Ан-2». Когда я работал, то видел «чебурашку» – «Л-410», двухмоторный, чешский, а также «Ил-14», – вспоминает он.

Сибиряк рассказал, что однажды под Карасуком приземлялся большой «Ан-22» – советский тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт. На нём прибыл важный гость из Москвы в сопровождении военных. Они сели на запасном военном аэродроме, что был расположен чуть дальше. Местные работники аэродрома установили переносную радиостанцию и расставили знаки. Были интересно рассмотреть вблизи огромную технику.

Вскоре гости улетели, а в памяти работников остались только воспоминания.

В 90-х аэродром опустел, вскоре его закрыли. Здания пустовали, постепенно приходили в негодность. В Карасуке начали забывать, что был в районе такой объект, что жители летали на самолётах из Карасука в Новосибирск и обратно, что привозили на воздушной технике в отдалённый район области необходимые грузы. Взлётное поле заросло бурьяном.

ф Валерий Ткаченко.jpg

«В ожидании серебристой птицы»

Аэродром всегда манил мальчишек. Для них это было чем-то необычным. Среди них был и Юрий Ткаченко, активно интересующийся историей города и района.

«Набив карманы стреляными гильзами мы, до рези в глазах всматривались в небо, в ожидании серебристой птицы. Расписание полётов, конечно же, знали, но был азарт – кто первый увидит или услышит. А потом издали с восторгом наблюдали за заходящим на посадку самолётом. Для нас это было похоже на волшебство», – вспоминает он.

Позже посчастливилось ему пообщаться со своим почти полным тёзкой с Иваном Андреевичем Ткаченко. Пенсионер-фронтовик примерил парадный китель, рассказал о своей судьбе, о том, как его манило небо, поэтому стремился после Великой Отечественной войны остаться в авиации.

самолёт Ткаченко.jpg

Начальник Карасукского аэропорта Иван Ткаченко вспоминал, что то, что сейчас называют аэродромом, было уже четвёртым полем. Взлётно-посадочные площадки переносили, поэтому и самолёты «кочевали». В привычном для многих земляков виде аэродром появился в 70-ых. С развитием гражданской авиации в стране, регионе и районе постепенно увеличивался штат работников, здесь трудились до тридцати человек. За год перевозили более пяти тысяч пассажиров.

«Карасукский аэродром прекратил своё существование, как и многие подобные, в девяностые годы. Летать на малые расстояния стало экономически невыгодно, что и привело к полному краху региональной авиации. Самолёты небольшие и рейс могут задержать из-за грозы или тумана. От капризов погоды поезда и автобусы практически не зависят, но не только это делает их более востребованными. Для кого-то ехать так в соседний город поездом или автобусом дешевле, для кого-то спокойнее», – добавил Юрий Ткаченко.


самолёт Ткаченко 1.jpg

Вторая жизнь и путь в небо

Более десяти лет назад заброшенный аэродром получил вторую жизнь. Территорию отдали коллективу Детско-юношеского центра. Здесь решили разместить музей ретро-техники под открытым небом.

Участок земли привели в порядок. Построили времянку для охраны и перегнали технику. В первый год восстановили одну взлётную полосу, на другой год ещё одну – выровняли, вывезли лишний грунт. Вскоре появился ангар для хранения самолётов и планеров. Потянулись любители авиации –  паропланеристы.

Сейчас ДЮЦ – это не только дополнительное образование, где обучают управлять автомобилями, работают объединения авто- и мотоспорта, 3D-моделирования, авиамоделирования, судомоделирования «Детская флотилия».

_DSC2449.JPG

В музее ретро-техники несколько десятков автомобилей, мотоциклы, самолёты и вертолёты, конечно, большая часть из них это памятники. Около 80 единиц большой и малой техники.

ДЮЦ в Карасукском районе давно стал центром туристического маршрута. Коллектив педагогов и воспитанников продолжает реставрировать технику с приставкой ретро, которая стала ярким акцентом сразу нескольких музеев под открытым небом – на Монументе трудовой славы и территории аэродрома.

В настоящее время здесь проходят занятия юные авиамоделисты Детско-юношеского центра. В небо взлетают модели самолётов. Поднимаются в небо лёгкая летательная техника.

Бевз общ.JPG

На ретро-технику приезжают посмотреть жители и гости Карасукского района. Вертолёты Ми–24 и рабочая «лошадка-трудяга» Ми-8 Детско-юношеского центра Карасукского района напоминают Евгению Бевзу о 22 годах службы в войсках ВДВ, а Ан-2 – о первых прыжках с парашютом в Бердском аэроклубе в далёкие школьные годы.

Петр Крюков (6) — копия.JPG

Иногда к ЗИС-5, советскому грузовику с деревянным каркасом кабины, периодически приходит карасучанин Пётр Крюков, переживший оккупацию, войну. В молодости принимал активное участие в подъёме страны: работал на целине и долгие годы на железной дороге. Есть у него традиция – несколько раз в год приезжает в музей под открытым небом Детского юношеского центра, что на территории аэродрома. Навещает грузовик с деревянным каркасом кабины, ЗИС-5, посидит, повспоминает оккупацию, войну – и живёт дальше.

Ранее Горсайт сообщал, что корабли юных моделистов «Детской флотилии» из Карасука взяли призовые места на областных соревнованиях. 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем Только Суть

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен

ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru

Лента новостей