Убийство или несчастный случай?
Юный новосибирец Сергей Потехин по совету родителей выбрал юридический вуз. Ему легко давались предметы уголовной специализации – уголовное право, криминология, криминалистика. На третьем курсе начал применять свои знания на практике. И выбор профессии и его дальнейшего пути решил случай. Руководство сообщило, что в территориальном отделе Следственного комитета требуются общественные помощники. Молодой человек решил получить практический опыт. Его прикрепили к опытному следователю с десятилетним стажем в следственном отделе по Дзержинскому району следственного комитета. Наставник просил выполнять бумажную работу, но однажды скомандовал: «Собирайся. Поедешь со мной на место преступления».
Первоначальная информация была скудной: в подъезде одного из домов в Дзержинском районе соседи обратили внимание на трупный запах, обратились в полицию. Вместе со следственно-оперативной группой на место прибыли следователь и его практикант. В квартире нашли мужчину с раной на голове. Следователь обошёл квартиру, осмотрел место преступления, дал поручения каждому из следственной группы, одно из них - опросить родственников и соседей. Принялся составлять протоколы. Параллельно анализировал полученную от оперативников информацию и координировал их дальнейшие действия. Заодно на месте происшествия старался рассказать практиканту, на что нужно обращать внимание. Сначала исключил криминальные версии: квартира была закрыта изнутри, соседи ничего подозрительного не слышали, никто не мог проникнуть или покинуть помещение незаметно. Оставалась не криминальная: мужчина просто неудачно упал. Позже экспертиза это подтвердила.
Позже для студента стало привычным делом участие в следственных действиях, в основном по уголовным делам о преступлениях против личности, против половой свободы и неприкосновенности, а также коррупционной направленности. Следователь оказался не только хорошим следователем и наставником, хорошим человеком и другом в профессии. Хорошо разбирался в людях, мог найти общий язык с жертвами и преступниками, в любой ситуации мыслил нестандартно. Научил главному – большой пласт работы в раскрытии преступления делается на первоначальном этапе, так сказать, по горячим следам.
«Через своего наставника, его отношение к службе, понял, какую пользу мы приносим обществу. Я благодарен за всё, чему он меня научил – это практическая база, основанная на обобщённых знаниях, полученных в вузе», - добавил Сергей Потехин.
Вперёд – к прошлому
Служба началась с расследования преступлений: убийства, доведение до самоубийства, изнасилования, несчастные случаи. Запомнился первый самостоятельный выезд. Прохожие увидели на одном из балконов многоэтажки тело человека, сообщили в полицию. Потехин с оперативной группой действительно обнаружили на балконе труп. Хозяин квартиры утверждал, что ничего не знал. Как выяснилось в ходе следственных мероприятий и в результате экспертиз, собутыльники выпили, поссорились и неудачно для одного из них выяснили отношения.
«Доказать вину подозреваемого было трудно: он отрицал вину, не было очевидцев. Точку в деле поставили после экспертизы. Только тогда преступник рассказал, как всё происходило», - рассказал следователь. На первых порах ему было сложно работать с людьми.
Приходилось учиться читать человека, видеть его скрытые эмоции, анализировать поступки. Внимательно наблюдать за ними. Однажды мужчина, потерявший жену, очень искренне изображал горе. Только в следователях зародилось какое-то недоверие, чувство, что тот что-то не договаривает: то плакал, был взволнован, то быстро успокаивался. Позже выяснилось, что супруг убил жену и закопал её в погребе.
Два года назад предложили следователю Потехину перейти в отделение по особо важным делам, в то, где расследуют преступления прошлых лет. И здесь главное правило – работать по горячим следам – не срабатывало. В преступлениях десяти-двадцатилетней давности не доставало доказательств, где-то были допущены следственно-оперативные ошибки, либо установить преступника не могли по объективным причинам, например, в связи со слабой эффективностью судебных экспертиз. Потерпевшие или свидетели к этому времени могли умереть, или поменять место жительства, даже имя или фамилию. Приходится думать и искать логику. Но за два года Сергей Владимирович раскрыл около 20 преступлений из разряда тяжкие и особо тяжкие – убийства, изнасилования, действия сексуального характера, разбой, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть по неосторожности.
К работе - творческий подход
Не так давно пришлось окунуться в 2013-ый, тогда мужчина убил женщину, другую ранил, а затем скрылся в Казахстане. Его объявили в международный розыск. Спустя шесть лет совместно с оперативными службами соседнего государства его нашли, экстрадировали. К этому времени следователь Потехин нашёл выжившую потерпевшую. В уголовном деле прочитал, что убийство и покушение на убийство произошло на квартире, куда мужчина зашёл в гости к двум знакомым. Возник конфликт, гость напал на них с ножом: хозяйку убил, её знакомую тяжело ранил.
Первое время на допросе подозреваемый вёл себя хамовато, огрызался, не хотел разговаривать, утверждал, что ничего не помнит. На очных ставках выжившая жертва не могла сдержать слёз, но была рада, что убийцу удалось найти и привлечь к ответственности. Мужчина понёс заслуженное наказание. «Я сочувствовал женщине. При встречах с преступником она смотрела ему в глаза, хотела узнать, зачем он схватился за нож. Тогда ей было чуть за двадцать лет. Для меня важно, чтобы преступник был наказан» - продолжал свой рассказ о службе следователь.
За эти шесть лет молодому человеку пришлось коснуться множества печальных жизненных историй. Например, раскрывал дело 65-летнего подозреваемого, который какое-то время скрывался от правосудия. Мужчина хотел помочь знакомой, которую бил и унижал муж. При встрече с ним поссорились, и удар оказался смертельным. Сейчас пожилой защитник отбывает наказание, на свободу выйдет глубоким стариком. Или другой преступник, который сам себя наказал на долгие 27 лет и практически полностью изолировался от общества. Как раз этим делом занимался следователь следственного управления: молодому человеку было 24 года, когда в Новосибирске из ружья он убил человека и совершил покушение на второго, которому удалось убежать и выжить. Сразу же подозреваемый покинул регион, скрывался в лесу, где построил себе домик. Установить его местонахождение удалось благодаря совместно проведенной работе следствия и сотрудников полиции.
«Ситуации могут быть разными, человек оступился, понесёт наказание, не мне его судить. И не важно, сколько лет дело лежало в архиве. Преступления не похожи, применяю различные алгоритмы, ориентируясь на общие принципы, а в дальнейшем уже идёт творческий подход. Иногда нужно мыслить нестандартно, использовать различные методы, которые могут дать результат. Итоговая точка – это приговор суда», - подытожил свой рассказ следователь.