Яндекс Дзен
Общество

В Новосибирской области учитель рисования стал сотрудником ФСБ

Олег Соболев из Карасукского района пришёл в отделение Управления ФСБ по Новосибирской области и сказал, что хочет служить. Удивил сотрудников, но уже через год вёл контрразведывательную деятельность в шести районах региона. Сибиряк рассказал Горсайту о самых ярких моментах профессиональной деятельности.

В Новосибирской области учитель рисования стал сотрудником ФСБ

Ольга Левина / архив Олега Соболева

Олега Соболева из Карасукского района Новосибирского района впечатлила и вдохновила «Книга будущих командиров» Анатолия Митяева, после прочтения появилась детская мечта стать офицером. Об этом красноречиво рассказывает одна его детская фотография, на которой мальчик стоит с игрушечным оружием, а вместо амуниции крест-накрест перевязан тремя шарфами.

Уроженец Карасукского района много читал и занимался спортом, готовился к службе в советской армии. Его путь к мечте был витиеватым. В День работника органов безопасности Российской Федерации, который отмечают 20 декабря, рассказал, как, будучи учителем рисования и черчения, резко изменил свою жизнь и выбрал непростую службу: он был оперуполномоченным отделения УФСБ России по Новосибирской области в Карасуке.

«В то время мы все воспитывались на советской литературе и фильмах про военных, шпионов, офицеров. «Книгу…» Митяева практически наизусть знал. После окончания школы у меня было четыре взрослых разряда: вторые – по футболу, баскетболу и волейболу, третий – по шахматам. В общем, готовился к армии капитально», – рассказал Горсайту Олег Соболев.

photo_5411598045398822225_y.jpg

Подростком лето проводил на даче. Брал с собой множество книг, читал и тренировался – бегал, закалялся, даже переплывал озеро Малогорькое, что расположено недалеко от Карасука.

«В старших классах школы у меня были проблемы с поведением, стоял вопрос об отчислении. Мой классный руководитель Валентина Даниловна Батурина заступилась за меня: «Не надо выгонять. Вы не видите его потенциал. Когда-нибудь он зайдет в нашу школу и скажет: «Здравствуйте, коллеги!». Знала, что я любознательный, начитанный, отстояла меня», – добавил Олег Соболев.

В семье карасучанина не было военных, которые могли бы подсказать, как быстрее прийти к цели. Пока ждал повестки в армию, которую должен был получить только через год, решил поступить в Новосибирский педагогический институт. Юноша с детства хорошо рисовал, поэтому выбрал художественно-графический факультет. Конкурс был слишком большой, удача ему не улыбнулась. Но в тот год в Новосибирске открыли техническое училище № 67, куда и пошёл учиться на чертёжника.

DSC_0635.JPG

Путёвка в дивизию особого назначения

Служить в армии было не просто почётно в советское время, каждый юноша считал своим осознанным шагом отдать долг Родине. Олег Соболев стремился в ВДВ. Носить голубой берет было престижно, отбирали лучших, достойных и физически крепких ребят. Карасучанин выполнял нормативы по физподготовке на «отлично». Но в 1987 году, успешно пройдя три сложных собеседования на проверку морально-волевых качеств, сибиряк направился для дальнейшего прохождения службы в одну из самых элитных частей – в Отдельную дивизию особого назначения – ОДОН ВВ МВД в Москве.

photo_5411598045398822208_y.jpg

Служебные командировки и алмазный фонд

Один момент в начале его армейских будней повлияли на дальнейшую службу. Однажды на занятиях по тактике офицер скомандовал: «Вспышка с тыла», приказал ползти вперёд. Перед солдатами была глубокая лужа: прополз по ней только карасучанин. Офицер приметил бойца, спросил фамилию и направил рядового Соболева в сержантскую учебку. Там два раза в день бегали кроссы, раз в неделю – 12-километровые марш-броски на полигон, где стреляли из всех видов оружия в дневное и ночное время. Позднее сибиряка назначили командиром отделения, а затем заместителем командира взвода.

Началась интересная служба в ОДОНЕ: были служебные командировки, когда по приказу их, боевую сотню, загружали в Ил-76 МД. Они не знали, куда летели. Участвовали в боевых операциях в Закавказье, пресекали массовые беспорядки. Кроме того, батальон, где служил Олег Соболев, единственный охранял особо важный государственный объект – Гохран СССР «Алмазный фонд». Как начальник караула карасучанин мог передвигаться по нему, что было невозможно для часовых.

«Как-то дивизию подняли ночью по тревоге, а мы были в алмазном фонде. Так получилось, что нам пришлось перейти на гарнизонное несение службы без выезда с объекта. Здесь находились бессменно в течение 54 суток. Всё прошло без ЧП», – вспомнил он.

Возвращение в школу

После демобилизации для Олега Соболева было делом чести поступить в педагогический вуз, куда первый раз не попал, хотел работать с детьми и всё же сказать учителям: «Здравствуйте, коллеги». Всё это время молодого человека неоднократно приглашали на службу в милицию, но он прошёл вступительные экзамены в вуз и продолжил обучение. На последнем курсе студент перевёлся на заочное отделение и устроился в родную школу № 5 учителем рисования и черчения. Исполнил свою мечту, позже перешёл преподавать в Карасукское педагогическое училище. Но в профессии не задержался.

«Нравилось преподавать, было интересно с детьми, у меня получалось, но написал заявление на увольнение. Моей зарплаты хватало на 30 булок хлеба, как жить?», - уточнил он.

В 90-ых доход педагогов был настолько мизерным, что это повлияло на решение сибиряка о смене профессии. Знал, что в Карасуке есть отделение Управления ФСБ России по Новосибирской области, оно располагалось в здании линейного отдела милиции, рядом с перроном железнодорожного вокзала, однажды пришёл к руководителю.

«На такую службу принято отбирать кандидатов и потом их приглашать, а я сам пришёл. Конечно, такой инициативный человек выглядел подозрительно. Посмотрели документы. Далее началось бесчисленное количество спецпроверок. Периодически меня приглашали, со мной беседовали, давали мне какие-то оперативные поручения, а через год приняли на службу. Отучился в институте ФСБ России», – дополнил сибиряк.


служба.jpg

Помогала смекалка и чутьё оперативника

Старшим коллегам сразу было понятно, что у новичка есть смекалка и чутьё оперативника. Многому научился во время обучения, даже имел возможность читать архивные дела по терроризму, шпионажу, измене Родины, контрабанде и был впечатлён высоким уровнем профессионализма коллег, которые в советское время без современных спецсредств раскрывали резонансные преступления.

Сотрудники отделения в Карасуке выполняли служебные задачи в шести районах региона, за лейтенантом Олегом Соболевым закрепили непосредственно Доволенский, Краснозёрский и Кочковский районы, где он выполнял контрразведывательное обеспечение, боролся с коррупцией, терроризмом. Розыскную работу вёл на всех шести территориях, а также обеспечивал безопасность в приграничных – в Купинском, Баганском, Карасукском.

«Женихи» грозили взорвать метро

Оперативный сотрудник по служебным делам в ведомственные ему районы добирался на служебном УАЗе, но чаще – на попутках, в этом были свои плюсы – знакомился с жителями из разных населённых пунктов, их менталитетом. Это было важно в то время – середина 90-ых, всё менялось – страна, люди, устои, законы.    

«Поездка в отдалённый Доволенский район – это был маленький подвиг, так как дорога сложная. Зато это одна из спокойных наших территорий. Многие преступления в памяти, они все не похожи друг на друга. Что-то, конечно, затирается, но есть те, которые в мельчайших подробностях помню», – уточнил он.

Одно из таких – розыск людей, которые сообщили по телефону о взрыве метро в Новосибирске. Отреагировали все правоохранительные службы, в число подозреваемых попали двое мужчин кавказской национальности. Информация об этом поступила сотрудникам: её отработал Олег Соболев и установил личности этих людей. Позже звонивших задержали в Купино, они не проживали в России, здесь бывали наездами, останавливались «женихи» у знакомой одинокой женщины.

DSC_0625 — копия.JPG

Принял журналистов за террористов

Другие истории связаны с террористом и полевым командиром Хаттабом. Казалось бы, какое отношение лидер бандформирования имеет к районам Новосибирской области?

«Середина 90-ых, череда терактов, рядом граница. Проявляли бдительность. Сначала с этим связан курьезный момент. Я обратил внимание на двух человек с видеокамерой на перроне станции Карасук. Подошёл к мужчинам, показал удостоверение и попросил пройти со мной. Они очень напряглись. В отделении выяснилось, что это журналисты российского телевидения, программы «Времечко». Всё завершилось благополучно», – вспомнил бывший сотрудник секретной службы.

И вторая история про Хаттаба, но уже реальная. Во время Чеченской кампании у полевого командира в плену были семеро российских солдат. Им удалось сбежать, уничтожив несколько охранников, захватив автоматы и гранаты. Добрались до своих. О бойцах позже вышла публикация в газете «Комсомольская правда». Террористы записали видео о том, что обязательно отомстят за погибших. Один из пленных как раз проживал в районе Новосибирской области, недалеко от Карасукского.

«Я встретился с молодым человеком. Он практически не выходил из дома, боялся за себя и за родных. Продолжительное время с ним велась оперативная работа, так как долгое время находился в плену в лагере Хаттаба, давал много бесценной информации, которая напрямую уходила в Центр», – добавил сибиряк.


газеты.jpg

Голодные рабы

Чекистам хватало работы в районах, возбуждалось много уголовных дел, связанных с коррупцией. В разработку попадали представители власти, руководители предприятий, государственных учреждений. Выводили на чистую воду различных дельцов, нарушающих закон на отведённой территории. Олег Соболев вспомнил ситуацию, когда с коллегами вызволяли новосибирцев из рабства в одном из районов региона. Организовал всё это сотрудник милиции, приехавший с юга нашей страны в Сибирь.

«Один делец вместо того, чтобы нанять людей на работу и платить им за труд, нашёл способ, на его взгляд, выгоднее. Он путём обмана привёз с вокзала «Новосибирск-Главный» шестерых бомжей, которые бесплатно у него работали. Я был в шоке, когда мы обнаружили этот концлагерь. Людей практически не кормили, били, не выпускали из здания, их буквально изъели вши. Дали им хлеба, они с такой жадностью на него напали», – отметил бывший сотрудник.

«Правоохранителя»-рабовладельца задержали, суд вынес приговор – семь лет лишения свободы.  

DSC_0623 — копия.JPG

Колба ртути и операция «Капуст»

Граница между Россией и Казахстаном в то десятилетие была местом неспокойным, выявлялось много фактов контрабанды. Однажды получили странную информацию о том, что мужчина из Казахстана предлагал жителям одного из приграничных районов приобрести большой объём ртути. Сотрудник карасукского отделения совместно с милиционерами регионального управления по борьбе с организованной преступностью МВД решили всё проверить. В автомобиле задержанного действительно обнаружили большую металлическую колбу, внутри которой было опасное вещество.

Много раз приходилось задерживать контрабандистов, перевозивших через границу ГСМ. Была ещё одна интересная операция, которую коллеги в шутку называли – «Капуст». В один из местных совхозов, минуя таможенный пост, нелегально приехал КамАЗ с прицепом из Казахстана за капустой. И дело было не столько в овощах, сколько в сопровождающем. В салоне автомобиля находился милиционер из соседнего государства, ранее к нему было много вопросов у сотрудников отделения, только никак не удавалось его задержать.

«Мы были в штатском, поэтому он ничего не заподозрил. Рассказал, кто ему здесь помогает. Попросили обсудить некоторые интересные коммерческие предложения, он согласился. Сотрудник в погонах всё понял, когда увидел на дверях здания вывеску нашей службы», – поделился воспоминаниями сибиряк.

Олег Соболев ушёл со службы в звании капитана, как шутит, – это самое красивое звание.

«Меня всегда выручало чутьё, помогала смекалка. А наше главное оружие – интеллект, знания, аналитический ум и холодный расчёт. Поэтому не всех в чекисты берут», – подытожил он.

Мужчина до сих пор поддерживает отношения с коллегами-ветеранами. Дружит и общается с сослуживцами. К слову, летом этого года вновь побывал в Москве на 100-летии легендарного ОДОНа имени Ф.Э. Дзержинского. Именно в армии, охраняя «Алмазный фонд», пришлось служить с сотрудниками ФСБ, а позже носить мундир с погонами органов безопасности.

 

Ранее Горсайт сообщал, что фестиваль патриотической песни «Патриотическая Волна-2024» собрал артистов и в творческие коллективы приграничья на главной сцене Багана. Мероприятие посвятили 100-летию Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области. К вековой дате Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области организовали праздничные мероприятия в пяти районах региона и Новосибирске. 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем Только Суть

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен

ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru

Лента новостей