Яндекс Дзен
Политика

Максим Кудрявцев: задача №1 – отмыть город ко Дню Победы

Конкурс на вакантную должность мэра Новосибирска вышел на финишную прямую. До этапа защиты своих программ перед городскими депутатами строгая комиссия допустила только двоих. Кандидат в мэры Максим Кудрявцев, прошедший на следующий этап, накануне судьбоносной сессии Совета депутатов Новосибирска дал «Горсайту» эксклюзивное интервью, в котором раскрыл основные аспекты своей программы и предложил варианты решения наболевших проблем мегаполиса.

Максим Кудрявцев: задача №1 – отмыть город ко Дню Победы

Фото: Альфат Файзулин

Новосибирск должен сиять

— Максим Георгиевич, вы участвуете в первых в истории Новосибирска выборах мэра, когда программы кандидатов представляют не широкой публике, а сначала конкурсной комиссии, а потом городским депутатам. Нарушать процедуру не будем, но всё же давайте приоткроем завесу — ведь жителям любопытно, что именно вы в своей программе вынесли в качестве приоритетов. Что, как вы считаете, будущий градоначальник должен сделать в первую очередь?

— Да, действительно, позади первый этап, многоуровневое тестирование, защита проектов программ, которые кандидаты разрабатывали. Впереди — их обсуждение на сессии Совета депутатов.

Известно, что Новосибирск — третий город России по численности. Это самое крупное муниципальное образование, потому что Москва и Санкт-Петербург — это субъекты Федерации. Наш город уникален по целому ряду аспектов. Это и научный потенциал, и наши учреждения культуры, и предприятия, которые выпускают продукцию, которая не просто решает задачи импортозамещения, но легко и свободно конкурирует на мировых рынках. У нас вузы позволяют готовить специалистов практически по всем отраслям экономики.

photo_2024-02-15_10-06-29.jpg

Но если посмотреть на город Новосибирск глазами простого обывателя, жителя города, то можно увидеть, что по целому ряду параметров мы отстаём не только от миллионников, но и от средних по масштабу городов, как Сибирского федерального округа, так и страны в целом.

И прежде всего это касается качества уборки улиц от снега, пыли, грязи, мусора, это касается стандартов оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства. Часто мы сталкиваемся с этим, когда реализуются градостроительные стандарты. Например, мы видим новую, введенную, «с иголочки одетую» школу, а за её периметром — перекошенные бордюры, ямы, лужи и остановочные павильоны возле этой школы, на которых элементарно нет надписей. Поэтому вот вся эта проблематика меня сподвигла к тому, чтобы более глубоко погрузиться в эти вопросы и принять участие в конкурсе.

photo_2023-10-02_10-26-32 (2).jpg

Из основных проблем, в первую очередь, я отметил бы отсутствие взаимодействия департаментов мэрии при решении глобальных вопросов города. Не все и далеко не всегда оценивают с точки зрения простого жителя, обывателя, как те или иные решения скажутся на его конкретной жизненной ситуации. Так что основная задача будущего мэра, на мой взгляд, сделать работу мэрии более клиентоцентричной, чтобы, принимая решения, мэрия чётко отслеживала результат с позиции рядового горожанина.

Ну, а первая задача, которую я вижу для будущего мэра, это, безусловно, организация уборки в городе. То есть, существуют стандарты, нормативы, но, тем не менее, почему-то они выполняются не всегда. И очень хотелось бы к 9 мая привести город в порядок.

— А после 9 мая?

— Разумеется, продолжить эту работу. Но задача краткосрочная — именно эта, чтобы город отмыть ко Дню Победы. Считаю, что уборка города должна быть комплексной, то есть помимо полотна дороги надо убирать и тротуары, и ограждения, и светофоры. На каждую температуру должны быть отраслевые стандарты, технологические карты. Я знаю, что это есть, но не всегда это выполняется в городе Новосибирске.

photo_2024-02-21_09-55-36.jpg

Стоит уделить большое внимание объектам незавершённого строительства. Город уже понес серьёзные имиджевые риски в связи с невведением крупных объектов, таких как, например, станция метро «Спортивная», ремонт Первомайского сквера, который находится не так далеко от мэрии. И здесь надо разбираться, почему работы не были проведены в срок, и более качественно работать с подготовкой проектно-сметной документации.

Формула эффективной команды

— У вас огромный управленческий опыт, причём очень разнообразный: с одной стороны, этот опыт в крупном бизнесе, вы  прошли путь от рядового инженера до вице-президента крупнейшей производственной компании. Вы работали депутатом Государственной Думы, а значит, хорошо понимаете, как устроена и действует законодательная система. Плюс ещё и управленческие задачи на уровне области вам приходится решать в качестве замгубернатора. Но всё же город — это совсем другое. Такое одно большое, даже огромное хозяйство, причём со значительным количеством проблем, часть которых вы сейчас обозначили. Как вы считаете, какие компетенции необходимы потенциальному градоначальнику, чтобы решать весь этот пул задач?

мэр03.jpg

— В первую очередь, умение работать в команде. Все-таки город Новосибирск — это настолько многоуровневая и разветвлённая система, что какой бы уникальный мэр ни был, всё равно результат делает команда. Поэтому очень важно, чтобы было плотное взаимодействие среди всех членов этой команды, заместителей, руководителей департаментов, сотрудников, чтобы все чётко реализовывали те задачи, которые стоят перед городом.

По части вопросов, я полагаю, надо уходить на проектное управление, чтобы была чётко сформулирована задача, чётко измерена во временном интервале, чётко должны стоять цели, они должны быть напряжёнными, но выполнимыми, и за каждой подзадачей должна быть ответственность. Ну и традиционно — реперные точки: с определенной периодичностью команда должна собираться, подводить итоги и понимать, почему тот или иной проект находится в такой стадии, и делать корректирующие мероприятия, чтобы выдерживать сроки. И конечно же, на этом этапе очень важно взаимодействовать с общественностью, с депутатским корпусом чтобы на уже ранних этапах реализации проектов понимать риски.

photo_2024-02-15_10-30-02.jpg

— Вот вы как раз предвосхитили, наверное, в чём-то мой вопрос, я его тогда немного разовью. А как нужно подбирать вот такую эффективную команду? По каким параметрам оценивать специалистов, чтобы действительно результат устраивал всех — и мэра, и руководство региона, и, разумеется, жителей?

— Базовое — люди должны быть профессиональными, они должны любить и понимать город Новосибирск, они должны быть вовлеченными в тот спектр задач, которые перед ними стоят. Ну а для командной работы важна общность интересов и нацеленность на конечный результат, на то, чтобы люди видели долгожданные изменения. Если человек управляет конечной подотраслью или каким-то выделенным направлением, он должен досконально разбираться в предмете этого вопроса. И понятно, что в приоритет будут люди, которые прошли от земли, от сохи, которые предметно знают все тонкости. Ну и второе, конечно же, верхнеуровное управление, это компетенции взаимодействия, коммуникации, принятия решений, лидерства. Всё это обязательно должно сочетаться.

И даже если у человека есть только базовые компетенции из этого набора, но он готов прикладывать усилия, готов работать в команде, готов развиваться, с такими людьми нужно сотрудничать и развивать их до топового уровня.

Можно и в рамках бюджета

— Вы уже затронули одну из самых наболевших тем для Новосибирска, это вопрос чистоты. Да, Новосибирск — третий город страны и первый по масштабу муниципалитет, плюс у нас есть еще неформальное звание столицы Сибири. И понятно, что хочется столичного лоска. Люди нас сравнивают с Москвой, Санкт-Петербургом, с Казанью. Да и самим жителям тоже хочется гордиться, в том числе, и красотой наших и чистотой наших улиц. Очень много было объяснений, почему это не реализуется. И всегда в качестве самого главного аргумента, почему не получается, вставали два вопроса: наличие спецтехники и наличие людей, которые на этой технике будут работать. Это действительно нерешаемые проблемы? Как вам кажется?

— Наш город действительно уникален, это ядро новосибирской агломерации, это центр Сибирского федерального округа. И действительно, по численности это третий город России, поэтому его состояние должно быть соответствующим. Много проблем и капиталоёмких, то есть, по крайней мере, на этом этапе я согласен: есть нехватка спецтехники, которая каждое утро должна выходить на уборку улиц, парков, скверов, пешеходных дорожек, тротуаров.

photo_2024-02-13_15-51-36.jpg

Но в плане дискуссии я отмечу, что не все задачи у нас капиталоёмкие, которые тоже не решаются достаточно длительное время. Это касается и остановочных павильонов, где нет вывесок, указателей. На некоторых остановках просто нет названий, не совсем у нас удобные подходы к местам посадки пассажиров, в основном это касается трамвайных путей. Поэтому это спектр задач, которые надо разделить на ресурсоёмкие и текущие, те, что можно решить тем бюджетом, который есть на сегодняшний день. Он в затратной части составляет у нас порядка 85 миллиардов на 2024 год. Вот надо хорошо посидеть и поразбираться, почему при таком уровне финансирования у нас не хватает денег на уборку улиц. Но я думаю, что это посильная задача, и здесь очень важно выстроить систему, о которой я говорил выше, чтобы были чёткие, понятные, прозрачные правила игры. С какой периодичностью должна выходить уборочная техника, в каком составе, какие технологические действия должна она выполнять, какие технологические карты должны реализовываться на каждый вид деятельности и на каждую температуру. И очень важно выстроить систему муниципального контроля, то есть систему видеофиксации, фотоотчетов, контролеров, которые должны отслеживать состояние вот этих действий, этой уборки.

И очень важно наладить дополнительную обратную связь с жителями, чтобы те обращения, которые идут в паблики, в социальные сети, на платформы обратной связи, не оставались без внимания. Чтобы не было таких ситуаций, когда люди просят убрать снег возле детского сада, а им в мае ответы приходят: «ваша проблема решена».

Проект метро «в формате PDF», или как разорвать порочный круг согласования проектов?

— Ещё одна проблема, которую вы уже затронули, это качество составления проектно-сметной документации на всевозможные проекты благоустройства, модернизации и так далее. И у нас многие годы это замкнутый круг: документы постоянно курсируют из мэрии в контролирующие органы, в госэкспертизу и обратно. То формат файлов не тот, то не те расчёты, то не совпадает сметная стоимость, то ещё что-нибудь. И губернатор неоднократно говорил о том, что, очевидно, не хватает компетентных специалистов в мэрии для того, чтобы этих проблем избежать. Наверное, невозможно мэрию насытить топ-специалистами по всем вопросам и по всем проектам, которые необходимы для города, но каким образом вот именно в этом направлении подбирать коллектив, как вы считаете? Можно ли сейчас, так скажем, перезагрузить эту сферу с тем, чтобы проекты наконец-то вышли в реализацию?

— Первое, что надо сделать, это признать проблему, что действительно по целому ряду случаев в мэрии не было достаточно компетенции, чтобы качественно подготовить проектно-сметную документацию. Как я отмечал выше, город несет очень серьезные имиджевые риски по этой причине, и из-за вот такого взаимодействия мы зачастую теряем миллиарды. Поэтому, как первоочередное решение я предлагаю рассмотреть возможность создания проектного бюро на уровне правительства Новосибирской области. И сделать там отдел по городу Новосибирску, потому что Новосибирск материален в структуре Новосибирской области, 58% жителей области — это жители города Новосибирска. Специалисты с уровня мэрии готовили бы исходные данные, а потом уже в чётком взаимодействии с людьми из отдела вот этого проектного бюро на уровне областной администрации вынашивали конечные решения.

photo_2024-02-22_16-15-27.jpg

Выходить даже на областной уровень, а тем более на федеральный, с неподготовленной документацией, ну просто непозволительно. Мы зачастую не можем войти в серьезные федеральные программы и получить федеральное софинансирование. Поэтому вот эта линейка, цепочка, она должна быть очень прозрачной и работающей, чтобы мы заранее готовили качественные документы и имели возможность входить во все федеральные программы, которые интересны Новосибирску.

— Ну и в продолжение тогда, потому что это прежде всего касается, наверное, развития метрополитена. Это очень важная для Новосибирска история, потому что разветвлённая сеть подземных станций значительно бы разгрузила наши дороги. Понятно, что наше метро не может расти, как в столице. Даже Санкт-Петербург показывает, что московские темпы больше никто поддержать не может. Но всё-таки: есть ли у Новосибирска шансы получить какую-то реальную, рабочую программу действий, чтобы в понятные сроки появилось понятное количество станций, которые потребуют понятное количество средств?

— Здесь я, наверное, ничего нового не скажу. И программы есть, и наработки есть. Первостепенно надо понять, почему они находятся без движения. Но есть и другой взгляд, экспертный взгляд на эту проблему. Самая устойчивая сеть транспорта, это, конечно же, сеть рельсовая. Поэтому надо проанализировать, какое развитие метрополитена нам необходимо. Надо проецировать ситуацию на 5−10 лет вперед, посмотреть экономику перспективного развития станций и скомбинировать эту сеть в первую очередь со скоростным трамваем. Его строительство обходится существенно дешевле, поэтому это стало перспективным направлением во многих мегаполисах, причём не только в России. И второе — увязать метро и трамвай с сетью внутренних электричек. Чтобы была вот эта опорная сеть, наиболее устойчивая.

photo_2024-02-13_16-45-10.jpg

Понятно, что эта сеть должна быть выделенная, ни с какими путями не пересекающаяся, чтобы люди могли заблаговременно понимать, сколько времени им займет маршрут, сколько будет пересадок из точки А в точку Б. И тогда у граждан появляется право выбора: либо они садятся в автомобиль с вероятностью попадания в пробку, потому что машин настолько много в Новосибирске, что такая вероятность существует. Или сесть на общественный транспорт и по понятному алгоритму доехать до того места, где надо выйти.

А уже эту сеть подкрепить дополнительно сетью троллейбусов, автобусов, маршруток, чтобы до ближайшей остановки было какое-то определённое количество времени, чтобы люди понимали, как добраться до ближайшего остановочного пункта, сколько будет пересадок и как осуществить свой маршрут. Поэтому это большой документ, я прекрасно понимаю, что это очень ресурсоёмкое мероприятие, это огромный проект с точки зрения затрат, но он должен быть одним из приоритетных. И надо понимать, из каких ресурсов, каким образом входить в соответствующие федеральные программы, чтобы получать софинансирование для создания такой опорной сети общественного транспорта.

Дело не только в трубах

— Следующая наша проблемная точка, которая особенно ярко проявилась этой зимой, это состояние нашего жилищно-коммунального хозяйства. Ситуация была понятна, прогнозируема и принципиально сделано достаточно много. Заключены соглашения по модернизации сети тепловых трубопроводов, но тем не менее случились непредвиденные масштабные аварии, да ещё и в морозы. Порывы напугали огромное количество жителей и нанесли ущерб. Понятно, что теперь только в плановом режиме решать эту проблему уже не получится. Все равно нужны будут какие-то экстренные действия, какие-то сверхусилия необходимо будет прилагать. Как вы считаете, что нужно добавить к уже принятым решениям, для того, чтобы, уже следующей зимой пройти отопительный сезон с наименьшими рисками?

— Ситуация, которая возникла в городе Новосибирске 9 января — большая коммунальная авария, о которой все знают, — показала неспособность взаимодействия департаментов мэрии с управляющими компаниями. Основная причина в том, что в управляющих компаниях оптимизация довела до того, что на достаточно крупные микрорайоны осталось 1−2 слесаря, которые решают эти задачи. В случае большой магистральной аварии при повторной подаче давления в систему, мы получили цепную реакцию, которая привела к тому, что 120 домов в Ленинском и Кировском районе с временным интервалом до двух недель остались без тепла. Это, конечно, крайне тяжелая ситуация, и хотелось бы принять меры, чтобы она не повторялась больше. Да, аварии на сетях бывают, но они должны устраняться в нормативные сроки. Для этого еще раз надо проанализировать топологию сети теплоснабжения, посмотреть, где возможны резервирования, т.е. тепло должно двигаться по кольцу, насколько это возможно, и в случае аварии должны быть переключения, чтобы аварийный участок подвергался ремонту, а в это время, может быть, с понижением температуры теплоносителя, но тем не менее, тепло поступало.
photo_2024-02-22_16-15-21.jpg

Надо очень внимательно проанализировать инвестиционные планы ремонта на этот год, чтобы летний период прошел с максимальной отдачей, чтобы там, где у нас уязвимые места, максимально эффективно провести ремонт и быть готовым. Я полагаю, что нужны и учения плановые, чтобы все службы взаимодействия знали, как реагировать на ту или иную ситуацию. К ней надо готовиться, потому что мы уже это проходили. И очень важно прописать нормативно-правовые акты на уровне мэрии, кто и как должен взаимодействовать, чтобы в случае аварии не задавать никаких вопросов, чтобы все четко понимали свою зону и уровень ответственности, чтобы незамедлительно была реакция. Ну, и придерживаться нормативных сроков.

— И чтобы не приходилось это перекладывать на уровень главы региона, которому приходилось участвовать в устранении в ручном режиме буквально.

— Да, губернатор вводил чрезвычайное положение, чтобы систематизировать работу, абсолютно правильно привлекались ресурсы из других муниципальных образований, то есть комплексно и коллегиально эта задача решалась, но из этой истории надо сделать вывод.

мэр01.jpg

Большая стройка и новосибирский Арбат

— Следующий у меня вопрос по градостроительной политике. Она, конечно, всегда вызывала массу вопросов, пересудов, споров, скандалов и так далее. Как вы видите, всё-таки в какую сторону должен город расти и при каких условиях, то есть как должен город взаимодействовать с застройщиками, девелоперами, какие им должны быть поставлены задачи и рамки?

— Город растет, это показывает статистика. Ежегодно, в допандемийные годы, у нас по 10 тысяч жителей приезжало из соседних субъектов, из прилегающих государств. И могу отметить, что Сибирь дает возможности для самореализации как и коренным жителям, так и людям приезжим.

Поэтому город развивается и понятно, что он должен развиваться по определенным правилам. Это градостроительный кодекс, градостроительный план, и здесь я отмечу необходимость — мы это уже обсуждали — плотного взаимодействия департамента строительства, смежных департаментов, таких как департамент земельных отношений, департамент транспорта, потому что помимо строительства микрорайонов мы должны задумываться еще и о выездах, чтобы не было пробок. И все этапы этой работы должны проходить очень широкое общественное обсуждение, чтобы в градостроительных советах представители экспертного сообщества, застройщики могли выразить свое мнение и обозначить те риски, которые могут возникнуть на ранних этапах проекта. Я понимаю, что это не простая дискуссия, это такой напряженный труд, это серьёзное взаимодействие, но оно должно быть чётко выстроено.

photo_2024-02-15_10-31-03.jpg

И здесь очень важно ещё и привлекать депутатский корпус, потому что там большое количество профессионалов с экспертным опытом, которые должны тоже в этой работе участвовать. И перед вынесением каких-то серьёзных решений на уровень городского совета было бы правильно команде мэрии встречаться с фракциями, с независимыми депутатами и эту проблематику тоже обсуждать заранее.

Только такое плотное взаимодействие позволит выявлять ранние риски, более качественно прорабатывать нормативно-правовые акты и проекты нормативных правовых решений для того, чтобы более качественно готовить базу и город развивать по определенным, прозрачным, всем понятным правилам.

— Наверное, не слишком важный вопрос, но все-таки как житель города я, например, очень заинтересована в том, чтобы у нас была масса рекреационных зон, прогулочных зон, которые являлись бы центром притяжения как для жителей, так и для гостей нашего города. А у нас нет, как в большинстве крупных городов, в том числе, в соседних Томске и Красноярске, пешеходных улиц. Нет нашего местного Арбата. Вот несколько лет уже пытаются это реализовать, перекрывая на время улицу Ленина — на Новый год, летом на время фестиваля цветов. Это было очень красиво, и действительно стали ходить люди, они привыкли гулять по улице Ленина. Но пока автомобилисты отвоёвывают её в качестве транспортной «магистрали», хотя фактически от проезжей части осталось полторы полосы. Всё остальное заставлено машинами, стихийными парковками. Как вы считаете, должна быть у нас пешеходная улица? И есть ли необходимость её искусственно придумывать или правильнее взять и узаконить пешеходный статус улицы Ленина?

— Развитие парковой инфраструктуры должно иметь продолжение. У нас есть хорошие примеры за последние годы. Это два этапа строительства Михайловской набережной. Это Затулинский дисперсный парк, Заельцовский парк, много проектов по городской среде было реализовано во дворовых территориях. И эту работу надо продолжать, причем вовлекая и бизнес социально ответственный.

Теперь по улице Ленина. Я считаю, что этот вопрос надо еще раз очень всесторонне изучить и обсудить. Пока, на мой взгляд, тот формат, который есть, наиболее приемлем. То есть, перекрывать движение на время проведения каких-то больших праздников, общественных мероприятий, народных гуляний. Сейчас принимать решение о том, будет ли улица всё время пешеходной, преждевременно.

photo_2024-02-13_16-45-25.jpg

Здесь должна быть многосторонняя дискуссия и с депутатским корпусом. Необходимы дополнительные общественные слушания. Надо очень взвешенно подойти к тем рискам и тем ожиданиям, которые излагают люди. Это очень чувствительный вопрос, очень чувствительная тема, поэтому для того, чтобы окончательно принять твердое решение об изменении статуса улицы, либо чтобы оставить, как есть, «нужны дополнительные изыскания», как говорят инженеры.

По крайней мере, надо очень внимательно выслушать людей, у которых это решение коснется непосредственно. Которые проживают в этом микрорайоне. Вот с чего бы я начал. Сделать социологию, сделать опрос, сделать какой-то открытый сайт, где дать возможность выступить людям, посмотреть репрезентативность выборки, насколько она отображает ту или иную позицию. Может быть, углубленно подключить экспертов, социологов и начать именно с этого, чтобы понять, чего ждут люди, чего они хотят, как те или иные решения скажутся именно на их комфорте, на их образе жизни.

— Ну и заключительный вопрос: как вы считаете, с чем у людей должен ассоциироваться Новосибирск? Вот само название Новосибирск, когда оно звучит в любых разговорах за пределами нашей области, в столицах, регионах, за рубежом, какие устойчивые ассоциации должно вызывать?

— Новосибирск — это наш родной город, любимый, это малая духовная родина для более чем миллиона шестисот тридцати тысяч человек, поэтому понятно, что город должен быть комфортным для проживания для всех категорий новосибирцев, независимо ни от возраста, ни от уровня достатка, ни от уровня здоровья, чтобы он был доступным, удобным и красивым.

photo_2024-02-13_15-31-24.jpg

— Нам часто «прилетает» как раз по поводу красоты...

— Я патриот Новосибирска, моя жизнь тесно связана с этим городом, поэтому я считаю, что он красивый. У нас колоссальное количество достопримечательностей, которые известны по всему миру. Это и наш театр оперы и балета «НОВАТ», филармония, где сконцентрировано 20 творческих коллективов, зоопарк имени Ростислава Шило. ГПНТБ, где есть 14 миллионов книг, это крупнейшая библиотека, ну, наверное, за Уралом-то точно, Планетарий имени Анны Кикиной, консерватория имени Глинки. Я долго могу перечислять. То есть, у нас действительно есть чем гордиться. Новосибирск это уникальный, замечательный город, надо просто приложить усилия, чтобы он заиграл новыми красками.

Фото: ОТС

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем Только Суть

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru