Учёный рассказал о том, как продвигается реализация приоритетных проектов института. Два из них – особой важности, они отмечены отдельными поручениями правительства. Первый – это создание уникального оборудования для Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»), второе – строительство ускорительного источника нейтронов для проведения бор-нейтронозахватной терапии онкологических заболеваний.
Оборудование для ЦКП «СКИФ» находится на стадии сборки и частично наладки. В этом году по плану должно быть изготовлено оборудование, в том числе наиболее сложные и высокотехнологичные части ускорительного комплекса, на собственном экспериментальном производстве ИЯФ, после чего специалисты института начнут его монтаж и запуск. Отдельные задачи переданы подрядчикам в Бердске, Томске, Ижевске, Вологде.
Ускорительный источник нейтронов для проведения бор-нейтронозахватной терапии находится на стадии включения и наладки оборудования. Планируется, что осенью текущего года он будет направлен в Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Блохина в Москве.
Полпред подчеркнул важность системной координации работы предприятий, участвующих в крупнейшем в России за последние десятилетия проекте в области научно-исследовательской инфраструктуры – ЦКП «СКИФ». Особое внимание – исполнению графика строительных работ, взаимодействию генподрядчика АО «Концерн Титан-2» и субподрядчиков.
«Необходимо максимально эффективно использовать каждый день, создать условия для оперативной сборки и отладки оборудования, чтобы запустить инжектор в текущем году», – сказал Анатолий Серышев.
Павел Логачев рассказал и о традиционном направлении работы ИЯФ СО РАН – изготовлении промышленных ускорителей. Сейчас институт занимает около 20% рынка подобных устройств в Китае, и при этом имеет потенциал, чтобы занять половину китайского рынка. Для увеличения объёмов выпуска продукции необходимо расширять мощности для испытания и сборки промышленных ускорителей. Полномочный представитель подтвердил высокую актуальность этого проекта.
Ранее мы рассказывали, что в Новосибирске запустили производство вакуумных камер для СКИФа.