Водил танк и УАЗ
Кто в советское время не мечтал ловить преступников как Глеб Жеглов и Володя Шарапов из советского фильма «Место встречи изменить нельзя»? Михаил Мотченко из Карасука Новосибирской области восхищался мужеством и смелостью киномилиционеров, но никогда не думал, что сам будет сельским участковым Анискиным. И как только молодой человек стал представителем закона, старики его небольшого посёлка Кучугур Карасукского района сказали, что он словно в форме родился.
Михаил рос в многодетной семье, был самым младшим, четвёртым. Отец-фронтовик умер рано, когда мальчишке было восемь лет. В памяти о нём только скудные детские воспоминания. Вырос младшенький под стать родителю – высоким, плечистым, спортивным и трудолюбивым. От сверстников отличался спокойным и усидчивым характером, всегда любил пошутить.
После школы успел поработать в местном колхозе им. Жданова. Служить пришлось ему далеко от малой родины, в воинской части советских войск в Германии, недалеко от Дрездена. Удивлялся сибиряк контрасту российских и немецких городов и природы. Начинал кучугурец с рядового танкиста, а завершил службу в звании сержанта, в должности командира отделения.
В 1982 году, как раз после демобилизации, молодой человек вернулся в родное село, стал колхозных шофёром, на грузовике возил зерно, корма для животных, затем ему доверили директорский УАЗ. За баранкой пролетело одиннадцать лет. Однажды руководитель хозяйства Владимир Слютин предложил стать участковым в селе. Михаил сопротивлялся, но не долго: директор колхоза никогда другого не видел в этой должности, ударил по столу и Михаил написал заявление на увольнение. Поехал учиться азам милицейской службы.
Местный Анискин
Вернулся в посёлок Кучугур Михаил Мотченко уже сельским Аниськиным, в новенькой форме – в кителе, серой длинной шинели и фуражке. Сразу же приступил к службе.
– Я знал людей, кто на что способен, поэтому было не так сложно. Старшие товарищи и руководитель службы участковых карасукской милиции Геннадий Шахов помогали советами. Так и наработал опыт, – рассказал Горсайту правоохранитель в запасе Михаил Мотченко из Карасука.
На первом странном преступлении сразу же прошёл боевое крещение. Вспоминает, как обратилась к нему женщина, пожаловалась, что у неё украли поросёнка. Михаил переговорил со всеми потенциальными злоумышленниками из посёлка, теми, кто уже ранее был судим или мог переступить закон. И никаких зацепок. Несколько раз приходил к потерпевшей, что-то уточнял, расспрашивал, осматривал место преступления. Хотел скорее найти виновного, ведь доверял землячке, сопереживал. И с каждым разом росло в нём чувство сомнения: что-то в её рассказе было не так.
– В третий раз пришёл и обошёл сарай. За постройкой копаная земля, ковырнул, а там копытце. Так и нашёл ворованного поросёнка. Хозяйка всё поняла, извинялась, говорила, что мол бес попутал. Я не стал никому рассказывать, землякам говорил, что нашлось животное, молчала и его хозяйка, – добавил милиционер-участковый.
Преступник Шанхая
Кучугур – посёлок не криминальный по местным меркам. В течение нескольких лет службы сельский участковый работал по мелким кражам, с местными дебоширами. Неспокойной служба стала, когда Михаила Мотченко перевели в Карасук и поставили на один из самых проблемных участков – в народе его называли Шанхай, ныне микрорайон Лыжная база. Это как раз выпало на середину 90-ых. Милиционеру пришлось активно набираться опыта на незнакомом городском участке. В советах не отказывал бывший участковый неспокойного микрорайона Николай Верба, который подсказывал, кто и на что способен из жителей, кто будет только воровать, кто пойдёт на большее, кто уже был судим. Стоит отметить, что микрорайон Лыжная база всегда отличался многонациональностью. Дебоши, драки, хищения и даже убийства были нормой. Здесь без труда можно было купить самогон, сообразить на троих.
Около года потребовалось сельскому Анискину для изучения местного климата, чтобы понять, кто чем дышит.
Одно из ярких преступлений конца 90-ых – убийство продавца магазина райпо. Женщину лишили жизни на рабочем месте, преступник воспользовался гирей для весов. Милиционер удивился тогда смелости злоумышленника, который не побоялся пойти на такой шаг среди бела дня.
Участковый перебрал всех своих «клиентов», под подозрения попадали многие, но правоохранитель не мог доказать их причастность. Виновного удалось задержать только через три года.
– Мужчина лет пятидесяти из Шанхая убил продавца за то, что она отказалась ему продать водку. Он схватил гирю с прилавка и ударил. Когда понял, что совершил преступление, то сбежал. Несколько лет жил в Омской области. Когда вернулся в Карасук, был уверен, что останется безнаказанным. Я, конечно, удивился, что он пошёл на убийство, выпивал, но агрессивно себе не вёл. Его личность установили оперативные сотрудники уголовного розыска, а как только тот появился в городе, его задержали. Убийца всё же понёс наказание за своё преступление, – сказал Горсайту Михаил Мотченко.
Мошенники с баулами
Руководитель участкового Геннадий Шахов вспоминает, что Михаил служил так, словно был прирождённым милиционером.
– Дотошный, принципиальный, внимательный. Мог до приезда оперативной группы уголовного розыска установить, кто совершил преступление. Его слово имело вес, к нему прислушивались горожане, побаивались жулики, уважали коллеги. А какое у него чувство юмора… Нужно номер самодеятельности, так Михаил в первых рядах, пел хорошо, – рассказал Горсайту Геннадий Шахов из Карасука.
Доставляли хлопот на городском участке цыгане. Селились они большими семьями, и каждый день женщины шли на «работу» – с баулами вещей по Карасуку и сёлам района, что-то продавали, иногда применяя свой цыганский гипноз. Люди за недорогие шторы, покрывала и платья отдавали свои украшения и все сбережения.
– Население часто жаловалось на цыганок, они вроде бы и не воровали, но люди под их чарами лишались самого ценного. Приезжал, объяснял, цыганки не сопротивлялись, чаще возвращали вещи и деньги. С мужчинами-цыганами также было много хлопот – воровали и дрались. Разговаривать было бесполезно: родня защищала, наперебой что-то рассказывали, путали, даже дети могли уверенно говорить неправду. Но удавалось раскрывать преступления, – поделился воспоминаниями участковый.
С топором против милиционера
Однажды милиционера чуть не убили топором. Тогда Михаил уже работал в дежурной части, куда его перевели через шесть лет службы участковым в Карасуке. Выезжал на различные преступления – чаще дебоши, драки. В очередную смену поехал на выезд: вызвала правоохранителей пожилая женщина, жаловалась, что её пьяный сын лет пятидесяти вёл себя агрессивно.
Когда под покровом ночи два сотрудника подошли к дому, мужчина выскочил из-за угла и кинул в гостей топор. Холодное орудие вонзилось в деревянную стену буквально рядом с Михаилом. Опытному сотруднику было не по себе. Разбушевавшегося мужчину задержали.
Служба в горах Кавказа
Во время службы Михаил дважды был в служебной командировке в Чечне. По полгода в 2002 и 2006 году следил за общественным порядком во временном отделе Итум-Калинского района.
Через несколько лет, в 2011 году, капитан милиции Мотченко ушёл в запас. Правда, ещё немного поработал в военкомате.
До серьёзной болезни милиционер в запасе часто встречался с коллегами, участвовал в самодеятельности и большую часть времени проводил с семьёй. Совместным с супругой, которую встретил ещё работая в колхозе, хобби стала дача.
Только по праздникам – в День ветеранов МВД и День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации – примеряет китель с наградами. Их у Михаила Мотченко много, среди них нагрудные знаки «За службу на Кавказе», «Лучший участковый инспектор милиции», «За службу «России», «За верность долгу», медали «За отличие в службе» I, II и III степеней, «Участник боевых действий», «Участнику контртеррористической операции на Северном Кавказа» и другие. В семье хранится сувенир, подаренный за службу – охотничий нож «Скорпион».
Капитан запаса гордится тем, что сын решил, как и отец, носить погоны, только выбрал пограничные войска. Младшая дочка Светланы и Михаила мечтала в детстве о карьере правоохранителя, но выбрала финансовую отрасль. Милиционер-участковый рад, что дети, как и он когда-то, нашли своё дело жизни.
Ранее Горсайт сообщал, что награждённый государственной медалью «За отличие в охране общественного порядка» участковый Анатолий Вербицкий из Карасукского района в День участкового уполномоченного полиции, 17 ноября, рассказал об убийстве практически по Достоевскому и поделился буднями службы в селе. Алексей Орлов из Карасука не так давно примерил форму полицейского и ближе познакомился с привычными «героями» протоколов. Однажды ему пришлось разнимать дерущихся родителей на глазах маленьких детей.