В Новосибирской области проходит неделя сохранения психического здоровья. Главный внештатный детский специалист министерства здравоохранения региона по профилактической медицине, заведующий отделением организационно-методической и профилактической работы Центра охраны репродуктивного здоровья подростков «Ювентус», доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Новосибирского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук Андрей Фунтиков рассказал о проблемах деструктивного контента в Интернете.
«Наиболее распространённый поведенческий паттерн у молодежи, который требует профилактики, это обесценивание норм морали и ключевых человеческих ценностей. Считается, что социальные сети влияют на формирование мышления у подростков. Ведь для демонстрации контента они используют рекомендательные алгоритмы, которые могут искусственно создавать интерес к различным товарам и оказывать влияние на общественное мнение», – предупредил Андрей Фунтиков.
С одной стороны, это может сэкономить нам время на поиске нужной информации, с другой – эти алгоритмы работают и на негативный контент. Таким образом пользователь теряет право выбора.
«Хорошая цитата: “Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа”. Тема заразности контента и распространения агрессии изучается не со времен Интернета. Она появилась на рубеже 19-20 веков. Однако распространять можно и хорошую информацию. В современных психологических исследованиях показан положительный эффект, в том числе и от онлайн групп поддержки», – пояснил эксперт.
Подростки часто именно в Интернете ищут источники переживаний, чтобы узнать, понять, что и как они ощущают, что им близко, а что неприемлемо. Так с медицинской и психологической точки зрения формируется ценностно-смысловая структура личности. Поэтому, по мнению эксперта, молодые люди максимально активно реагируют на любые ситуации, которые вызывают резонанс в обществе.
«Это может привести к трагедии с участием людей их возраста, социальной группы или кумиров. Например, если их обижают или задирают, то есть устраивают буллинг, возможно, в последствии они пойдут и устроят “скулшутинг”. Поэтому важно помочь подростку понять себя, научиться критически оценивать информацию и потребность в эмоциональном признании общества. А нам, взрослым, нужно научиться понимать их проблемы, трудности», – посоветовал Андрей Фунтиков.
Медик также отметил, чем ярче и трагичнее преподносится история в сети Интернет, тем больше вероятность того, что психика подростка окажется под эмоциональным влиянием. И тогда его поведение может быть уже неконтролируемым.
«Конечно, подросток будет стремиться быть услышанным обществом, но в качестве средства может быть выбран именно тот способ, который приведёт к трагедии. Он может просто не знать о других методах и средствах взаимодействия, а также саморазвития в обществе. Поэтому, публикуя информацию о том, что подросток решил свои трудности кардинальным путём, мы призываем, использовать опасные формы поведения для совладения с трудностями и не даём альтернативные, социально одобряемые варианты решения проблем», – предупредил Андрей Фунтиков.
Ранее детский психиатр рассказала, как научить подростка правильно отказывать.