Горсайт уже рассказывал о детстве 26-летнего Павла Есипова. В России отдать ребёнка в детский сад, если у него есть ментальные нарушения, – нетрудно. По закону обязаны принять всех. Сложности возникают в школе – как правило, родители стремятся отдать ребёнка в общеобразовательную школу – чтобы он рос среди обычных детей. В школе ребёнок с отклонениями в развитии отстаёт и по учебной программе, и в плане социализации – в саду подружиться гораздо легче.
«Хороших инклюзивных школьных историй очень мало, по крайней мере, у нас в Новосибирске о таком не слышала. Обычные, как сейчас специалисты говорят, нормотипичные сверстники уходят далеко в учёбе, а наши отстают во всех сферах. И теряется та социализация, про которую мы говорим, когда приходим в инклюзивную школу, её нет, друзья исчезают, ребёнок чувствует себя таким одиноким. Часто родители принимают решение перевести ребёнка из обычной в коррекционную школу, чтобы он хотя бы там смог восстановить социальные контакты, а после учёбы их дороги с обычными сверстниками, как правило, расходятся», – рассказала Горсайту мама Павла Татьяна Есипова.
Она добавила, что в России молодые люди с синдромом Дауна высшее образование не получают. Максимум, что им доступно, – колледжи, причём в основном рабочие специальности.
«Не так давно родители добились того, чтобы в коррекционных школах был 10 и 11 класс, где им уже помогали в большей степени готовиться к выходу из школы, чтобы у выпускника было больше трудовых навыков, какой-то социализации. После 9 класса ребята ещё не готовы выходить в жизнь».
Те, кто отважился пойти в колледж выбирают прикладные специальности – те, которые нужны в повседневной жизни.
«Они могут быть помощником повара, администратора, флориста. То есть ребята с синдромом Дауна всё равно помощники. Это не самостоятельный специалист. Сейчас в центрах профессионального образования – раньше это были училища для инвалидов – они осваивают только профессию рабочего зелёного хозяйства. Всё, больше другой работы для них нет».
Таким образом, они способны работать в теплице, высаживать что-то, выращивать. Но другие двери часто закрыты для них.
«Я как руководитель проектного направления по сопровождаемому трудоустройству выстроила хорошее взаимодействие с флористическими центрами. Те ребята, которые чувствуют, что смогут работать с цветами, ходят на мастер-классы. Я помогаю владельцам салонов, которые хотят их взять в свой коллектив, рассказываю, что они могут, как должен быть выстроен процесс и как взаимодействовать с человеком с ментальными нарушениями», – поделилась Татьяна Есипова с журналистом Горсайта.
Человек с синдромом Дауна не может полностью работать самостоятельно – у него обязательно должен быть наставник.
«Сотрудник с ментальными нарушениями должен понимать, что у него есть инструкция. Он же не может метаться туда-сюда, не понимая, что делать. И эту инструкцию ему должен приготовить человек, который руководит его рабочим процессом».
И хорошо, если попадётся коллега с эмпатией. Иногда представители компаний сами обращаются к Татьяне с желанием поработать с особенными людьми.
Однажды к Татьяне обратился основатель кофейни «Шарлотка» и предложил попробовать поработать с ребятами с синдромом Дауна.
«У меня как раз было несколько ребят, которые смогли бы. Мы познакомились, пришли на пробное занятие. Потом они обучались в течение двух месяцев, был даже экзамен – всё как полагается. И после этого они вышли на работу в кофейню».
Сам Павел уже работал в нескольких местах: сначала в кинозале, после чего ходил в кофейню на два часа.
«Понятно, что он работал не совсем самостоятельно, там был профессиональный бариста. Если клиент торопится, кофе ему приготовит профессионал, потому что такие ребята медленно всё делают: они очень тщательно взвешивают ингредиенты – сколько необходимо молотого зерна в холдере, сколько секунд это должно пролиться, чтобы эспрессо был качественным, потом нужно всё вытереть, всё убрать, продуть трубку для выпуска пара – конечно, процесс растягивается».
Спустя какое-то время кофейня закрылась, и теперь родители хотят объединиться и открыть своё кафе.
«Мы сейчас идём к созданию общепита. У него и название уже есть – арт-кафе «Кружка». Важно, чтобы ребята не потеряли навыки, мы продолжаем их поддерживать. Сейчас Павел с друзьями готовится к региональному этапу чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенции бариста. У них чёткое задание – они должны за определённое время приготовить четыре порции эспрессо, четыре порции молочного напитка. Это должно быть и чисто, и качественно, и вкусно».
В следующих выпусках Горсайта читайте, как Павел стал актёром.