Яндекс Дзен
Истории

В Новосибирске мать парня с синдромом Дауна рассказала о карьере сына в разных сферах

Людям с синдромом Дауна куда проще живётся в детстве – в сад попасть легко, маленькие одногруппники к особенностям развития относятся снисходительно. А вот насколько сложно найти себя во взрослом мире – выяснил Горсайт.

В Новосибирске мать парня с синдромом Дауна рассказала о карьере сына в разных сферах

Фото предоставлено Татьяной Есиповой

Горсайт уже рассказывал о детстве 26-летнего Павла Есипова. В России отдать ребёнка в детский сад, если у него есть ментальные нарушения, – нетрудно. По закону обязаны принять всех. Сложности возникают в школе – как правило, родители стремятся отдать ребёнка в общеобразовательную школу – чтобы он рос среди обычных детей. В школе ребёнок с отклонениями в развитии отстаёт и по учебной программе, и в плане социализации – в саду подружиться гораздо легче.

«Хороших инклюзивных школьных историй очень мало, по крайней мере, у нас в Новосибирске о таком не слышала. Обычные, как сейчас специалисты говорят, нормотипичные сверстники уходят далеко в учёбе, а наши отстают во всех сферах. И теряется та социализация, про которую мы говорим, когда приходим в инклюзивную школу, её нет, друзья исчезают, ребёнок чувствует себя таким одиноким. Часто родители принимают решение перевести ребёнка из обычной в коррекционную школу, чтобы он хотя бы там смог восстановить социальные контакты, а после учёбы их дороги с обычными сверстниками, как правило, расходятся», – рассказала Горсайту мама Павла Татьяна Есипова.

Она добавила, что в России молодые люди с синдромом Дауна высшее образование не получают. Максимум, что им доступно, – колледжи, причём в основном рабочие специальности.

«Не так давно родители добились того, чтобы в коррекционных школах был 10 и 11 класс, где им уже помогали в большей степени готовиться к выходу из школы, чтобы у выпускника было больше трудовых навыков, какой-то социализации. После 9 класса ребята ещё не готовы выходить в жизнь».

Те, кто отважился пойти в колледж выбирают прикладные специальности – те, которые нужны в повседневной жизни.

«Они могут быть помощником повара, администратора, флориста. То есть ребята с синдромом Дауна всё равно помощники. Это не самостоятельный специалист. Сейчас в центрах профессионального образования – раньше это были училища для инвалидов – они осваивают только профессию рабочего зелёного хозяйства. Всё, больше другой работы для них нет».

Таким образом, они способны работать в теплице, высаживать что-то, выращивать. Но другие двери часто закрыты для них.

«Я как руководитель проектного направления по сопровождаемому трудоустройству выстроила хорошее взаимодействие с флористическими центрами. Те ребята, которые чувствуют, что смогут работать с цветами, ходят на мастер-классы. Я помогаю владельцам салонов, которые хотят их взять в свой коллектив, рассказываю, что они могут, как должен быть выстроен процесс и как взаимодействовать с человеком с ментальными нарушениями», – поделилась Татьяна Есипова с журналистом Горсайта.

Человек с синдромом Дауна не может полностью работать самостоятельно – у него обязательно должен быть наставник.

«Сотрудник с ментальными нарушениями должен понимать, что у него есть инструкция. Он же не может метаться туда-сюда, не понимая, что делать. И эту инструкцию ему должен приготовить человек, который руководит его рабочим процессом».

И хорошо, если попадётся коллега с эмпатией. Иногда представители компаний сами обращаются к Татьяне с желанием поработать с особенными людьми.

Однажды к Татьяне обратился основатель кофейни «Шарлотка» и предложил попробовать поработать с ребятами с синдромом Дауна.

«У меня как раз было несколько ребят, которые смогли бы. Мы познакомились, пришли на пробное занятие. Потом они обучались в течение двух месяцев, был даже экзамен – всё как полагается. И после этого они вышли на работу в кофейню».

Сам Павел уже работал в нескольких местах: сначала в кинозале, после чего ходил в кофейню на два часа.

«Понятно, что он работал не совсем самостоятельно, там был профессиональный бариста. Если клиент торопится, кофе ему приготовит профессионал, потому что такие ребята медленно всё делают: они очень тщательно взвешивают ингредиенты – сколько необходимо молотого зерна в холдере, сколько секунд это должно пролиться, чтобы эспрессо был качественным, потом нужно всё вытереть, всё убрать, продуть трубку для выпуска пара – конечно, процесс растягивается».

Спустя какое-то время кофейня закрылась, и теперь родители хотят объединиться и открыть своё кафе.

«Мы сейчас идём к созданию общепита. У него и название уже есть – арт-кафе «Кружка». Важно, чтобы ребята не потеряли навыки, мы продолжаем их поддерживать. Сейчас Павел с друзьями готовится к региональному этапу чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенции бариста. У них чёткое задание – они должны за определённое время приготовить четыре порции эспрессо, четыре порции молочного напитка. Это должно быть и чисто, и качественно, и вкусно».

В следующих выпусках Горсайта читайте, как Павел стал актёром.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей