Как утверждал архитектор Андрей Крячков, город стихийно развивался без влияния далеких культурных центров. Поэтому Новосибирск не имеет ни исторических памятников, ни прочных архитектурных традиций. Он весь в настоящем, в обещании большого будущего.
Слова сибирского зодчего оказались пророческими. А что касается отсутствия исторических памятников, то это не совсем так.
В настоящее время таких объектов в городе достаточно. Есть и здания дореволюционного Новониколаевска – почтамт и театр «Красный факел» – с присущими Древней Греции ионическими ордерами. Госбанк, облисполком, горбольница, являющиеся примерами конструктивизма. Построенные во времена первой пятилетки вокзал «Новосибирск-Главный» и Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Благодаря своему стремительному развитию, Новосибирск полнится архитектурными памятниками различных периодов. Большинство выполнены из камня, что делает их износостойкими и долгое время пригодными к эксплуатации. Чего нельзя сказать о деревянных строениях, которые более подвержены разрушениям.
Согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.09.2022), дома, уровень надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований которых является недопустимым, носят статус аварийных и подлежат сносу. Таких по данным сервиса Дом.МинЖКХ на 2022 год в Новосибирске выявлено 363. Больше трети – деревянные. В планах у местного правительства завершить программу по сносу неподлежащих эксплуатации зданий до сентября 2025 года.
Как показывает практика, освобожденные территории отдаются под застройку новыми жилыми комплексами, – и это здорово! Панорамный вид, трехметровые потолки, теплый пол – отличная альтернатива 20 квадратам жилой площади с заклеенными окнами и вечно работающим обогревателем. Зачастую жильцы даже сами обращаются в надлежащие инстанции с просьбами признать их дом аварийным.
Новое всегда лучше старого, но не для краеведов. Знатоки Сибири обеспокоены сносом деревянных сооружений, ведь среди них есть и те, что несут историческую и архитектурную ценность. Дом с резным карнизом на улице Чаплыгина, двухэтажный сруб со столетней историей на Коммунистической и многие другие примеры деревянного зодчества уже уничтожены, а вместе с ними и часть истории города. Общественность часто поднимает вопросы сохранения культурного наследия, но преимущество по-прежнему остается на стороне элитной застройки.
В подтверждение тому история строительства исторического квартала на улице Инской. В планах было воссоздал атмосферу Новониколаевска конца ХIХ века – привести в порядок сохранившиеся здания и восстановить по архивным чертежам и фотографиям исчезнувшие. Также сюда планировалось перенести памятники архитектуры из других частей города. Долгое время проект не мог найти инвестора, а земли, находящиеся фактически рядом с центром города, не могли пустовать. Так территории, определенные под развитие исторического парка, стало теснить строительство квартала «Инские холмы», вследствие чего авторам проекта пришлось пересмотреть масштабы задуманного и остановиться лишь на реставрации сохранившихся зданий.
Согласно данным архитектурно-строительного справочника Novosibdom.ru в городе порядка 40 памятников только деревянного зодчества, которые точно также могут быть снесены в угоду коммерчески эффективной недвижимости. Однако правительство нашло способ сохранить культурное наследие за счет государственно-частного партнерства. Данный формат сотрудничества между государством и бизнесом предусматривает не только эксплуатацию объекта, но и техническое обслуживание, а также участие в его реконструкции.
Фото с сайта Яндекс.Карты
Так по адресу Коммунистическая, 19 разместилась редакция литературного журнала «Сибирские огни». Раньше здесь находилось «Депо готового платья Берко Мировича», в котором горожане с невысокими доходами могли приобрести одежду. Деревянный двухэтажный дом был построен в 1900-1903 годах и является характерным примером доходного дома рубежа веков.
В соседнем районе по улице 1905 года, дом 13 когда-то проживал человек также причастный к изготовлению одежды. Его звали Алексей Косыгин. Он был мастером цеха ленинградской текстильной фабрики. Но его имя известно совершенно за другие заслуги. Алексей Николаевич был выдающимся государственным деятелем, членом Политбюро ЦК КПСС, участвовал в организации «Дороги Жизни» для блокадного Ленинграда. Поэтому здание, в котором он жил какое-то время, имеет не только архитектурную, но и историческую ценность. Сейчас же по этому адресу работает, пожалуй, один из самых необычных музеев, посвященный счастью.
Вдоль улицы Ленина находится еще один памятник архитектуры, жительницей которого была важная для истории города личность. Дом 92/б принадлежал Евдокии Ковальчук. Хозяйка была революционеркой и активно участвовала в работе подпольной организации. Тогда в ее доме были созданы нелегальные типография и склад оружия террористических революционных бригад. В 1960 году здание было признано памятником истории регионального значения, который хранит память о периоде революции и событиях Гражданской войны в Сибири.
Архитектурную ценность здания по улице Красноярская, 3 на протяжении уже трех лет сохраняет и поддерживает предпринимательница Галина. Она владелица студии цветов, которая располагается в одном из памятников деревянного зодчества. Говорит, открыть свое дело в таком месте побудила ее любовь к старинным особнякам. Вносить изменения во внешний вид объектов, охраняемых государством, строго запрещено. Поэтому женщина облагораживает территорию посредством деятельности своего бизнеса – озеленяет. «Стараемся менять декор исходя из времени года, – отмечает владелица. – Мы оборудовали небольшую площадку, на которую поставили качели и развесили гирлянды. На входе посадили деревья и цветы. Рядом с забором – девичий виноград. Он очень красиво вьется, а осенью краснеет».
Есть и еще примеры, когда частный бизнес сохраняет историю места и создает что-то подчеркивающее его культурную ценность – открывает студии и штаб-квартиры творческих коллективов, магазины антикварных товаров или тематические заведения. В Новосибирске есть даже благотворительный фонд и частная школа, которые размещены в стенах памятников архитектуры. Главное, чтобы для предпринимателей место было не просто арендным помещением, на исторический антураж которого можно закрыть глаза и сделать его внешний вид рекламой своего бизнеса. К сожалению это основная проблема государственно-частного партнерства. Вывески кальян-баров, туристических агентств, медицинских центров и стоматологических клиник не уничтожают памятники деревянного зодчества физически, но культурная ценность объекта сразу же исчезает.
С данным тезисом согласны и представители Иркутского государственного университета. Они провели исследование, касающиеся роли рекламы в формировании образа города. В ходе опроса большинство его участников отметили негативное воздействие наружной рекламы. Горожане считают, что за рекламными фасадами скрываются уникальные памятники архитектуры, хранящие историю города.
С возможным решением проблемы выступили коллеги из Саратовской государственной юридической академии. Они предложили вовсе освободить исторические архитектурные сооружения от всякой рекламы, а в исторических частях города размещать рекламную продукцию на специально определенном месте и в соответствии со стилистикой здания.
Позже в процесс включилось и правительство, внеся изменения в Федеральные законы «О рекламе» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», направленные на снижение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия.
Однако до сих пор находятся предприниматели, которые размещают баннеры на фасадах памятников архитектуры, утверждая, что они не являются рекламным, а непосредственно информирует об организации. А экспертизы не всегда устанавливают историческую и архитектурную ценность здания.
Возвращаясь к словам Крячкова, задумываешься, что если архитектор был прав. Новосибирск возник как торговый город, каким остается до сих пор. В этом направлении и следует продолжать развитие. А статус культурного центра Сибири можно было бы уступить соседнему Томску. Деревянные дома уже давно выглядят неуместно на фоне современных высоток. Идея создания исторического квартала была действительно решением в вопросе сохранения памятников деревянного зодчества. Только подобный проект должен вписываться в городской пейзаж, а не контрастировать с ним. Возможно, задуманное когда-нибудь получится реализовать, но уже за пределами города. В области могло бы появиться еще одно место вроде Заволокинской деревни.