Случилось это в 1963 году. Самыми успешными проектами, которые до сих пор помнят жители постсоветских стран, стали «Ералаш», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши».
– Детское телевидение у меня неразрывно связано с Сергеем Супоневым и его проектами: «Звездный час» и «Зов джунглей». Мне кажется, это замечательные передачи, которые я смотрел в юном возрасте, бежал каждый раз к экрану. Это было очень искренне интересно, и ведущий классно создавал атмосферу, – рассказал Горсайту продюсер студии детского игрового кино «Краски» Денис Вязников.
По словам продюсера, всё это хотелось смотреть.
– Да, были «Спокойной ночи, малыши» и «В гостях у сказки», традиционные передачи. А вот в конце 80-х, наверное, появляется новая волна программ для современных детей, это был прям такой глоток свежего воздуха, программы для возраста 10-12 лет. И нам очень нравилось это смотреть, потому что мы понимали, что это про нас и участники такого же возраста, как и мы.
Продюсер признался, что сейчас такого не хватает.
– Позитивного, правильного и в то же время интересующего детей контента. Но здесь скорее вопрос, наверное, в том, что изменилась жизнь, появился интернет. Ну и гигантские провалы в воспитательной работе с детьми, – объяснил Денис Вязников.
Так, эксперт отметил огромное количество контента для малышей 0+, а вот, например, детям после 10 лет смотреть нечего.
– От нуля до шести лет много всего, приличного, интересного. «Маша и Медведь», «Барбоскины» и так далее, это очень хороший контент. А вот дальше, когда мы говорим о возрасте, начиная где-то лет с 10 и до 14, раньше существовал контент для этих детей. А нынешним детям предлагается сразу переходить к взрослым фильмам. Подросткового, такого хорошего, интересного, цепляющего – нет. И вот это плохо. Ребёнку после «Маши и медведя» предлагают сразу смотреть какие-то достаточно взрослые комедии, пусть и семейные фильмы, в которых большую часть времени взрослые решают свои проблемы.
Студии детского игрового кино «Краски» уже 10 лет. За это время дети-актёры успели сняться в нашумевшем «Суворовце1944», премьера которого состоится уже в марте, а не так давно в стриме ОТС LIVE мы обсуждали новый медиапроект «Тыл. Там, где ковалась Победа».
– Я как раз и занялся детским кино потому, что эта ниша пуста. Нам нужно делать хорошие, правильные, воспитательные фильмы, которые подают позитивный пример детям. И в то же время, делать их интересными для этого возраста.
Современные дети не хотят смотреть старые фильмы: «Электроник» и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» – это для них уже раритет.
– Мы должны взять лучшее из советского и понять современных детей – сделать вещи, которые будут нести что-то доброе и светлое, но при этом привлекать детей, чтобы они не считали, что это можно пролистнуть и забыть.
Денис Вязников уверен – и кино, и телевидение так или иначе отражают всё, что происходит у нас в обществе, в стране.
– Если мы сможем понять, что детям нужно не только создавать хорошие бытовые условия, но и уделять достаточно много времени их культурному развитию, чтобы они не считали творчество чем-то ненужным и неправильным, которое не пригодится, чтобы они участвовали больше сами в каких-то проектах. И вот эта насмотренность, культура кинопоказа, похода в театр, на концерт должны возрождаться. Родители заняты зарабатыванием денег, а вот в школы нужно вернуть эту функцию.
Сейчас есть много общественных объединений – советы отцов, матерей, воспитателей в школах. Вот они могут заранее отсматривать контент и потом что-то рекомендовать, считает Денис Вязников.
– Чтобы Министерство культуры или Министерство образования являлись, может, даже заказчиком такого контента. Чтобы мы садились, обсуждали, что сейчас нужно, чего не хватает, на какие темы нужно снимать.
И этот процесс будет взаимовыгодный – режиссёры и актёры реализуют свои творческие амбиции, а Минобор и Минкульт получают для поколения необходимый материал, инструмент, чтобы работать с детьми.
– Сейчас идёт очень жёсткий, мне кажется, поворот в кино на самоидентичность. Не зря мы получаем нового «Чебурашку», какие-то переосмысления русских народных сказок, художественной литературы, устоявшихся образов. Нам нужно делать своё – то, что никто не сделает. Что может заменить лучшее кино в мире, которое даёт Голливуд? Только то, что Голливуд не может дать, а это своё.
Это же касается и регионального кино, уверен продюсер.
– Мы сейчас сделали новосибирский фильм. Никто бы так его не сделал – это наша история про тыл, про жизнь деревни в Сибири. Должно быть не только российское кино, но и сибирское, татарское, камчатское. Чтобы мы могли почувствовать само дыхание страны, понять, как интересны люди, живущие на просторах нашей огромной страны, какие истории там происходят, какие личности в своё время жили и живут сейчас. Об этом надо рассказывать. И это всем интересно, это интересно огромному количеству людей, в том числе и молодёжи, – отметил Денис Вязников.
Продюсер искренне верит в светлое будущее российского кино.
– Государство повернулось в сторону помощи такому контенту, во власти есть люди, которые понимают этот провал, что нам нужно детей подхватывать в этом сложном подростковом возрасте, чтобы они не смотрели либо вредный, либо уже взрослый контент.
Денис Вязников изо всех сил стремится «продлить» детство современным подросткам.
– Чтобы они могли смотреть, как мы в своё время Павку Корчагина, «Электроника» или «Гостью из будущего», то есть фильмы, которые на всю жизнь остаются в сердце.
Денис Вязников надеется, что наши дети, когда вырастут, будут рекомендовать эти фильмы своим. А значит, что уже сейчас надо стараться делать такие картины, которые будут достойны пересмотра и через пять, и через десять лет, и настраивать детей на положительный на правильный лад.
Ранее Горсайт рассказывал, как кино может стать элементом воспитания.