Яндекс Дзен
Общество

Эксперты из Новосибирска рассказали, что делать со школьниками-хулиганами

Родители хватаются за голову: ребёнок разбил другому нос, намерено испортил школьное имущество, нахамил учителю или сорвал урок. Скорее всего такой нарушитель порядка есть в каждом классе.

Эксперты из Новосибирска рассказали, что делать со школьниками-хулиганами

Фото с сайта vecteezy.com

Все дети разные и отъявленных хулиганов на самом деле в школах не так уж и много. Однако их поведение настолько ярко и заметно, что порой мешает не только образовательному процессу, но и отражается на здоровье других учеников. Откуда берётся эта агрессия, какие действия по отношению к этому должны принимать педагоги и родители и что может сделать школа. На эти и другие вопросы Горсайт постарался найти ответы.

Детская агрессия в школах

Родителям совсем не хочется знать, что их ребёнок хулиган. Это больно и неприятно. Психологи объясняют это тем, что взрослые не понимают, как справиться с девиантным поведением школьника. Кнут и пряник действуют до поры до времени. А когда ситуация заходит слишком далеко, иногда не совсем правильными оказываются действия самих родителей.

«Помните историю, произошедшую несколько лет назад, когда школа никак не реагировала на жалобы родителей на пятиклассника, который в страхе держал весь класс. Он портил вещи ножом: резал рюкзаки, куртки детей, постоянно дрался. Однажды после подобной стычки его одноклассницу увезли в больницу с подозрением на разрыв селезёнки. Папа девочки не нашёл ничего другого, как окунуть обидчика головой в унитаз. В итоге в отношении отца возбудили уголовное дело, а хулиган “хайпанул” на этом неплохо и, кажется, ничего не осознал», – рассказала практический психолог Ольга Баженова.

Другой случай произошёл в новосибирской гимназии. Родители и дети объявили бойкот агрессивной третьекласснице. Якобы та душила одноклассников и предлагала жевательный табак – снюс. Об этом Горсайт писал ранее. В итоге двухнедельную забастовку успокаивали все – от прокуратуры до министерства просвещения.

Фото Светланы Маковеевой.jpg

В одной из школ Новосибирска родители созвали экспертный совет, чтобы разобрать поведение ученика.

«Ребёнок средних классов постоянно срывает уроки, нецензурно выражается и выкладывает фото с непристойными надписями в соцсетях. Сложная психоэмоциональная обстановка мешает другим детям, но родители ученика не хотят переводить его на домашнее обучение», – сообщила детский омбудсмен Новосибирской области Надежда Болтенко.

А не так давно в Иркутске в чужую школу проникли три парня, которые там никогда не обучались. Молодые люди зашли в один из кабинетов, где класс ждал начала урока. 16-летний сибиряк продемонстрировал пистолет за поясом и приказал всем встать на колени. В полиции хулиганы рассказали, что просто пришли “покрасоваться” перед подругой.

Более скандальное происшествие случилось весной прошлого года в Новосибирске. В одной из школ Дзержинского района восьмиклассник принёс на занятия травматический пистолет и выстрелил в одноклассника. К счастью, подросток остался жив.

кричим.jpg

Причины “неразумного” поведения детей в школе

«Работа с ребёнком-хулиганом будет действенна только, когда будут выяснены причины его нехороших поступков. А они могут быть самыми разными. Например, конфликт с одноклассником или учителем. Получается здесь протест против определённого человека. Другая причина – попытка самовыражения. Так они показывают свою “взрослость”. Ещё бывает проблема с самооценкой. Часто вот эти бунтари весьма неуверены в себе и таким образом пытаются защититься», – пояснила Ольга Баженова.

Также психолог отметила одну из причин сумасбродного поведения школьников – желание привлечь внимание взрослых. Происходит это неосознанно, из-за нехватки участия родителей в жизни подростков или трудностей общения и пониманием в семье.

из детства.jpg

От школы не скроешь “скелета” в семейном шкафу

«Очень многое приходит из семьи, дети приносят свой семейный “этикет” в школу. И что бы родитель не говорил, как бы не скрывал свои поведенческие особенности, отсутствие воспитания, уважения к старшим, мы всё увидим в поведении ребёнка, в его отношении при взаимодействии со сверстниками, учителями и другими сотрудниками школы. Если есть проблемы, то здесь нужна совместная работа – школа-ребёнок-родитель», – сообщила директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова.

По словам педагога, родителям в первую очередь надо взглянуть на себя со стороны. Какое у них окружение, читают ли они книги, есть ли у них совместные дела с ребёнком, как часто они с ним по-настоящему разговаривают, как они относятся к людям в целом.

«Многим родителям, а соответственно и детям сложно даже поздороваться с утра со всеми, кого увидели, когда заходят в школу. Мы уже поставили дежурный класс, который стоит и бодро утром всем говорит: “Доброе утро!” Но пока что не всё здесь удаётся. Следом идут ситуации в гардеробе – это тоже “лакмусовая бумажка”. Сразу видно кто и как себя умеет вести, как относится к своим и чужим вещам и прочее», – продолжила директор школы.

Фото_3 с сайта adobestock.com.jpg

Также она отметила, что немаловажно отношение детей внутри образовательного процесса – уважение к педагогам, знание норм поведения на уроке, высказывание своего мнения и соблюдение требований каждого учителя на своём предмете.

«Сюда же можно включить взаимодействие и внутри детского коллектива, и в отдельности с одноклассниками – это тоже важная составляющая. Детская среда бывает очень жестокая, часто со спорными нормами поведения. В этом отношении в нашей школе много камер. Это помогает всё отслеживать», – пояснила Анна Шмакова.

Какие меры в праве предпринять школа на хулиганские действия учащихся

Каждая школа прописывает свои правила и нормы поведения для учеников и учителей. Но также любое образовательное учреждение несёт ответственность за вред, причинённый ребёнку во время пребывания в школе.

Фото с сайта adobestock.com.jpg

«Меры влияния на провинившегося ученика должны разрабатываться и применяться администрацией школы вместе с учителями. Ведь на педагоге лежит не только преподавательская деятельность, но и воспитательная составляющая. Родителям, чьи дети пострадали от рук хулигана в первую очередь нужно обратиться к руководству образовательного учреждения. А оно обязано постараться урегулировать проблемную ситуацию», – сообщила юрист Оксана Павлюк.

По её словам, если школа бездействует или отказывается исполнять свои обязанности, можно обратиться с жалобой в департамент образования.

Могут ли воздействовать на нерадивого ученика родители обиженных школьников

«Всё что имеют право родители пострадавших школьников – это потребовать от школы и родителей хулигана принять определённые воспитательные меры. А также они могут обратиться в органы опеки и попечительства, если ситуация не разрешается», – посоветовала юрист.
4.jpg

Можно ли отчислить ученика-хулигана из школы

Решение об отчислении принимает руководство школы совместно с педагогами. При этом, по словам специалистов, обязательно учитывается мнение его родителей. К тому же необходимо согласие Комиссии по делам несовершеннолетних. А это всегда сложно.

«В Федеральном законе «Об образовании» сказано, что отчисление может быть дисциплинарной мерой взыскания, но не раньше, чем отчисляемому исполнится 15 лет. Распоряжение директора об отчислении можно обжаловать. Плюс директор школы в течение года может изменить это решение», – пояснила Оксана Павлюк.

Что делать? Как не допустить хулиганского поведения?

Психологи в первую очередь рекомендуют формировать здоровую атмосферу в семье. Когда ребёнок живёт в среде взаимного уважения и чувствует себя нужным, у него не будет повода вести себя плохо в школе.

помирились.jpeg

«С детьми надо дружить правильно. Это не значить быть наравне. Он должен видеть в вас взрослого и авторитетного для него человека. Но при этом хорошо, когда он чувствует себя нужным и понятым. Иногда, чтобы найти подход к ребёнку, можно с ним посоветоваться перед тем, как принять какое-то решение. Тогда он почувствует себя значимым и ему легче будет открыться вам. Конечно, сложно, но можно попробовать показать на своём примере, как достойно выходить из конфликтных ситуаций», – рассказала практический психолог Ольга Баженова.

Также психолог отметила, что детям нельзя запрещать жаловаться. Попросить помощи у взрослых, “когда не можешь справиться сам – это нормально”.

Важен пример взрослого человека

«В отношении норм и правил поведения в школе учитель – есть носитель школьного этикета, пример того, как человек разговаривает, как он себя ведёт со старшими и младшими, с работниками сферы услуг. Ведь это такие тонкие вещи. Даже возьмём то, как мы относимся к обслуживающему персоналу в школе. Дети это видят – идёт учитель, поздоровался он с уборщиком или нет. Это важно. Таким образом у ребёнка уже формируются паттерны поведения», – пояснила директор школы №220.

Фото_1 с сайта adobestock.com.jpg

По словам Анны Шмаковой, показывать ребёнку, как правильно себя вести нужно на собственном примере.

«Я, как директор школы, учу всех педагогов знать дворников, работников столовой, уборщиков, рабочих на территории школы по имени и отчеству. Школьный этикет, человеческое отношение – это такая ценностная история, которая формируется очень сложно. Это одна из стратегических задач воспитания», – отметила специалист.

Ориентир на деятельность

Что касается воспитания детей, здесь и психологи, и педагоги  сходятся в едином мнении: “позиция учителя или родителя должна быть основана на закреплении положительных ситуаций через деятельность детей, а не на чтение моралей”. Директор школы №220 поделилась своим опытом совместных дел с учениками.

Фото_5 с сайта adobestock.com.jpg

«Если взять столовую – это просто зеркало этикета, свода правил, где-то даже ограничений. Здесь с учителями и сотрудниками школьной столовой нам удалось грамотно сработать. Мы организовали дежурства старшеклассников. Получился какой-то непревзойденный педагогический эффект. Многие дети за время всего одной смены дежурства переоценили некоторые вещи в своей жизни. Они увидели этот труд, хотя здесь, в школе, они не моют посуду, они только накрывают и помогают эту посуду убрать в определённое место. Но они устают, понимают, как это сложно. Поэтому не нужно сто раз рассказывать, как себя вести и почему нужно уважать труд самого человека, а нужно включать детей в деятельность. Вот главный совет», – подытожила Анна Шмакова.

Ранее Горсайт выяснял, зачем ребёнку прививать любовь к труду.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем Только Суть

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен

ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru

Раскрыта причина смерти папы Римского: читать
Любовь с Никулиным, алкоголь, лечение в психушке: жестоко ?
Певица Алёна Апина шокировала публику своим нарядом: фото
Врачам стал известен ранний маркер рака: как найти его у себя?
Соседи о напряженной атмосфере в семье Михаила Ефремова
В Красноярске дети на перемене смотрели как умирает одноклассник
Барановская о том, почему ее пугают ее дети
Заморозки и ливни настигнут Россию с мая
Важная информация: теперь данные по ЖКХ передаем по-другому
В России ввели 10 новых штрафов для владельцев дач: срочно
Лента новостей