Если вы то и дело берётесь за скучные проекты, выходите на работу по выходным, помогаете без конца родственникам – задумайтесь, а когда вы будете тратить время на себя?
Специалисты уверяют: главное – выстроить личные границы и стать увереннее в себе, тогда будет проще делать то, что хочется именно вам, а не другим.
Почему вы безотказны?
Чтобы решить проблему, нужно найти её причину. Возможно, вы боитесь отказать из-за страха ранить чужие чувства или отсутствия уверенности в себе. Вам может казаться, что вы не имеете права выбирать: что вам следует делать, а от чего можно отказаться.
Расставьте приоритеты
Трудно разобраться, от чего отказываться и на что соглашаться, когда не знаешь, чего хочешь. В первую очередь надо определиться с желаниями и целями, тогда и личные границы выстроить будет легче.
Психологи говорят, что если человек никогда не говорит «нет» – он как будто не несёт ответственности за то, что с ним происходит. Он боится самостоятельно принимать решения, определять, что для него важно.
Ожидания других людей – это их ожидания
Запомните: вы не поступаете плохо, если отказываетесь соответствовать чьим-то ожиданиям. Даже когда человек чётко понимает, что имеет полное право отказать, всё равно это может даваться нелегко из-за боязни огорчить друга или коллегу. Не возлагайте на себя ответственность за чувства окружающих.
Когда человек что-то предлагает, он должен быть готов принять отказ. Если кто-то на это неправильно реагирует: обижается, ярко демонстрирует своё огорчение или вовсе начинает на вас давить или даже в чём-то обвинять, – это его проблема.
Дайте себе время на размышление
Умение отказывать тесно связано с возможностью трезво оценить, есть ли у вас время, силы и желание для выполнения какой-то просьбы. Сделать это моментально может быть трудно, так что возьмите паузу и как следует всё взвесьте. Также повременить с ответом можно, чтобы продумать, как именно отказать собеседнику, и спокойно подобрать нужные слова.
Что делать с манипуляторами
Манипулировать могут попытаться не только во время просьбы, но даже после того, как вы сказали «нет». Человек может начать давить на жалость или убеждать, что его просьба совсем несложная - способов много. Но если ваш отказ не воспринимают всерьёз и пытаются заставить чувствовать вину, вы точно имеете дело с манипуляцией.
Человек, который умеет отказывать, скорее всего, сам найдёт, что ответить манипулятору. А вот тот, кто говорить «нет» умеет плохо, легко потеряет контроль над ситуацией. Готовые шаблоны вроде «Мне очень жаль отказывать, но я не готов помочь тебе» помогут не погружаться в лишние размышления.
Не оправдывайтесь
Долгие оправдания отнимут у вас силы, а также дадут собеседнику простор для манипуляций. Помните: объяснять причины отказа и оправдываться – разные вещи. Если так хочется объяснить причины вашего «нет», говорите чётко и коротко, чтобы не оставлять простора для обсуждения.
Также неловко станет и просящему, когда в ответ на просьбу он получает какие-то длинные и невнятные оправдания. Спокойно разъяснить причины отказа бывает полезно. Собеседнику будет проще принять мотивированный отказ, а вы будете ощущать меньше уколов совести.
И напоследок: старайтесь не лгать. Бывают ситуации, когда соврать о причинах отказа просто необходимо. Но делать это постоянно – плохая стратегия. Постоянная ложь со временем обязательно сыграет против вас: всего не запомнишь, и в какой-то момент вы выложите фото из бара, хотя два часа сказали, что у вас завал на работе.
Чем чаще вы говорите «нет», тем больше опыта получаете и тем проще становится отказывать в будущем. Постепенно вы выработаете собственные алгоритмы твёрдого, но вежливого отказа. А также вы увидите, что у вовремя сказанного «нет» гораздо больше позитивных последствий, чем кажется.