14 ноября в мире отмечают Международный день логопеда. Горсайт решил узнать у специалистов, хорошо ли сейчас говорят дети.
Эксперт по речи из Новосибирска Ольга Леонова уверена: своевременная диагностика речи у дошкольников открывает двери для коррекции и предотвращения вторичных проблем. Это особенно важно в современных реалиях – число детей с речевыми трудностями увеличивается ежегодно.
Когда бить тревогу
Специалисты считают, что говорить простые фразы – «давай играть», «пойдем гулять» – пора научиться к полутора-двум годам. С 2 до 3 лет обычно расширяется активный словарный запас, появляются двусоставные предложения. Малыши активно начинают задавать вопросы: где, зачем, почему. Первые консультацию и обследование можно получить у логопеда в детском саду с начала его посещения. Все действия специалисты совершают только с письменного согласия законных представителей малышей.
Первое плановое обследование у логопеда все дети проходят в 2 года. Если родителей что-то беспокоит, лучше обратиться к специалисту раньше.
Если малыш упорно молчит, большая ошибка – пассивно ждать, когда он заговорит самостоятельно. Самый тревожный симптом, который должен заставить немедленно обратиться к логопеду – отсутствие реакции на голос родителей. В идеале малыш должен оборачиваться на любой звук. Если этого не происходит, возможно, имеются проблемы со слухом или психические нарушения.
Предел родительского терпения должен наступить в районе трёх лет. Если ребенок до этого времени не заговорит, нужно принимать меры.
«Причины такого явления неоднозначны: это и перинатальные поражения центральной нервной системы, и неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания новорождённых, неблагоприятная наследственность. Неврологическая симптоматика проявляется в виде минимальной мозговой церебральной дисфункции, психоорганического и гидроцефального синдрома, ДЦП», – рассказала Ольга Леонова, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Также многие логопеды сходятся во мнении, что виной плохой речи у детей может быть банальное равнодушие родителей: всё чаще ребятишки сидят с гаджетами, а взрослые с ними общаются только по делу: «Иди есть», «Пора спать».
Так, во времена Советского Союза считалось, что детям до 3 лет нельзя смотреть мультфильмы дольше 15 минут в день. Современные малыши зависают в гаджетах чуть ли не с рождения, и время такого досуга, как правило, никто не контролирует. Иногда смартфоны дают ребёнку сами родители, ведь там так много развивающих программ для детей в возрасте 0+.
А вот специалисты по-прежнему считают, что малышам, во всяком случае, до 1,5-2 лет, синие экраны противопоказаны: дети должны слышать «живую» речь, видеть движения губ и эмоции, которые возникают на лице говорящего.
Фото freepik
Ставим речь правильно
Многим кажется, что речь – что-то само собой разумеющееся, сама наладится. Это не так, уверяет специалист.
«Для чистого звукопроизношения необходимо тренировать мышцы речевых органов, так же как мы тренируем мышцы тела, занимаясь спортом», – отметила Ольга Леонова.
Основная цель логопедов в детских садах – развитие коммуникативных навыков и создание условий для гармоничного развития каждого ребёнка. Особое внимание специалисты уделяют артикуляционной гимнастике – она помогает формировать правильное звукопроизношение и укреплять мышцы речевого аппарата.
Ольга Леонова подчёркивает, что даже детям без заметных проблем с речью артикуляционная гимнастика помогает совершенствованию речи. При этом важно соблюдать последовательность упражнений, постепенно усложняя их. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня, после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы с чадом.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем мишке, птичке, лошадке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Или: «Давай попробуем показать, «как мишка рычит», «как птичка поет», «как лошадка скачет». Также подбираем к каждому упражнению картинку – образ, который служит примером для подражания какому-либо предмету или животному.
Сейчас в продаже множество книг по логопедии, а также специальных гаджетов для развития речи – специальные микрофоны с функциями плеера и записью голоса, чтобы ребёнок в игровой форме учился правильно произносить звуки. Однако всё же ничто не заменит реального общения родителя с ребёнком.
Ранее Горсайт рассказывал, что в школах Новосибирска зазвучит классическая музыка вместо звонков.