Яндекс Дзен
Общество

Моряк из Карасука более пятидесяти лет хранит армейскую бескозырку северного флота

На митинг в День военно-морского флота Анатолий Соколов из Карасука планирует пойти в армейской форме и бескозырке, в которых проходил четырёхлетнюю службу в середине 1960 годов. В своей воинской части северного флота он смог осмотреть все суда. Запретным для срочника стал атомный ледокол «Ленин». Накануне Дня ВМФ пенсионер рассказал о службе.

Моряк из Карасука более пятидесяти лет хранит армейскую бескозырку северного флота

Фото Ольги Левиной и из архива Анатолия Соколова

Сын чекиста бороздил Баренцево море 

Анатолий Соколов из Карасука демобилизовался из армии 55 лет назад. Гордится, что служил в военно-морском флоте и до сих пор может прогуляться в своей армейской форме. Супруга заботливо отглаживает белую шерстяную рубаху, чёрные брюки, чистит бескозырку с надписью – «северный флот» и ремень, чтобы супруг 30 июля принял участие в митинге, посвящённом Дню военно-морского флота.

Анатолий родился на берегу Охотского моря, на острове Сахалин, в семье сотрудника КГБ. Сдержанный на эмоции, немногословный и дисциплинированный мужчина в воспитании сына и дочери придерживался главного – порядка. Окончил школу в городе Комсомольск Ивановской области, куда по службе перевели чекиста-отца. Сын всегда знал, кем папа служит. Хорошо помнит, как его маленького отец усаживал на колени и играл. В семье до сих пор помнят историю, как чекист искал сбежавшего заключённый из КПЗ. Беглеца обнаружил в доме: военнослужащий с сотрудниками зашёл в избу, отдёрнул занавеску на печи, а там сидит беглец и целится из ружья во Владимира Соколова.  

Через десять лет отца перевели в милицию в звании старшего лейтенанта, в запас он вышел подполковником. Носить форму правоохранителя было мечтой повзрослевшего Анатолия.

– После школы, это был 64-ый год, я поступал в Саратовское военное училище. Папа сказал: «Служба такая, что и день тебя дома нет, и ночь, и стреляют». Но я очень хотел быть милиционером. Только комиссию не прошёл, признали, что я негодный по здоровью для службы, а в военно-морской флот призвали, – рассказал Горсайту Анатолий Соколов из Карасука.

DSC_0089.JPG

С Чёрного моря на Баренцево

В ноябре 1964 года старший лейтенант забрал из Иваново призывников, в числе которых был и Соколов. Приехали в Москву, на Курский вокзал.

– Куда нас везёте? – допытывали парни военнослужащего.

– На море, – отчеканил тот.

Вскоре прибыли в учебную часть Севастополя. Парней выстроили, небольшого роста Анатолий Соколов замыкал строй. Новичкам выдали рабочую и парадную форму, ботинки, бушлат. За десять месяцев учебки бывал карасучанин в нечастых увольнительных, гулял по Севастополю в морской форме – белых рубахе и брюках. В памяти с того периода даже имя начальника – контр-адмирал Корниловский. Армейские же будни состояли из строевой, военно-политической подготовки, азов морской профессии – радиометриста ракетных катеров.

В сентябрь 1965 новоиспечённый оператор радиолокационной станции отправился служить с Чёрного моря в Баренцево, в воинскую часть при штабе северного флота, в город Североморск.

DSC_0090.JPG

Удачная охота на корабли и подводные лодки

На долгие три с небольшим года домом для моряка-радиометриста Соколова стал 25-метровый торпедный катер «ТК-10». Небольшая команда из семи моряков – три мичмана и четыре матроса – выполняла различные поручения, в основном обеспечивали охрану военным суднам. С их командой в море ходили и контр-адмиралы, и капитаны первого ранга. Больше чем на сутки в море не бывали, за это время преодолевали сотни километров.

– Я находился на своём рабочем месте, следил за радиолокатором. Видел все корабли на расстоянии 20 километров. Как-то с нами выходили в море учёные и записывали шумы кораблей. Находил для них цель на определённом расстоянии, указывал её местонахождение. Наши гости опускали приборы и записывали звуки, – вспомнил о годах службы Анатолий Соколов.

Однажды за грамотно выполненное поручение его отметили и отправили в десятидневный отпуск. Тогда он искал на приборе подводную лодку, на которую они везли груз. Заметить её было сложно, на экране она появлялась вспышкой, когда перископ поднимался на несколько минут над водой. Но карасучанину это удалось.

Объявляли матросу Соколову и благодарность за отличную строевую выучку. 

DSC_0093.JPG

Подводные камни, рыбалка и шоколад «Алёнка»

Быстро карасучанин понял, что море ошибок не прощает. Однажды на своём катере они напоролись на подводные камни. Пробовали выбраться, позже по рации вызвали помощь. Пришлось команде поволноваться, их освободили через два часа. В доке спустились под катер, оказалось, что на винте не было лопастей, которые потеряли, когда пытались самостоятельно выбраться из плена камней.

В хорошую погоду мичман разрешал матросам порыбачить. Удочкой служил телефонный шнур и тройник. Ловили треску, пикша, если глубина не более 30-40 метров, то удавалось поймать глубинную камбалу. А затем дежурный повар из личного состава катера её готовил. Для матросов это был праздник.

К слову сказать, моряки сами дежурили по кухне, готовили привычные блюда – супы, борщи, каши. Анатолию Соколову особенно нравилась рыбные консервы. А в дни выхода в море моряки получали особый сухпаёк.

– Мы его называли «хадашь». В нём была плитка шоколада «Алёнка» 100 граммов или две по 50 граммов, 150 граммов сухих галет, маленькие баночки с сыром, сгущёнкой и колбаса. Всего 500 граммов. Перед отпуском или дембелем собирал пайки, чтобы привезти как гостинец родным, – рассказал он.  

DSC_0094.JPG

Недоступный «Ленин»

За три года матрос Соколов хорошо изучил свой небольшой катер. Приходилось ему видеть ракетные и сторожевые судна, военные и гражданские корабли. Как-то пошли из Черноморска в Мурманск, рядом с ними стоял атомный ледокол «Ленин», уж очень хотелось Анатолию побывать на этой неприступной плавучей крепости, но его тщательно охраняли. Через некоторое время в доке матрос вновь увидел первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, но даже пройтись по палубе не удалось, на ледокол посторонних не пропускали.  

– Нравилось всё, но в моряки меня не тянуло. Первое время была морская болезнь, вскоре прошло. По рассказам старших товарищей, даже морские волки нуждались в обрезе, то есть тазике. В совершенстве знал морской язык: банка – это табуретка, обрез – таз, гальюн – уборная, камбуз – кухня, а жили в кубрике. Всё и сейчас помню, словно вчера дембельнулся, – с улыбкой добавил ветеран ВМФ.

DSC_0096.JPG

Парад в честь Дня ВМФ

В годы службы Анатолия Соколова вышел приказ о том, что накануне Дня военно-морского флота нельзя матросам уходить в отпуск. Как раз в это время, в конце июля, Анатолий получил свои 10 дней за хорошо выполненное задание и с чемоданом спешил домой. Патрульный на КПП при проверке документов снял его с автобуса, и лишился бы молодой человек встречи с родными, если бы не случай.  

– Мне повезло, один из патрульных был моим земляком, тоже из Ивановской области. Он улыбнулся и сказал: «Тебя отправлю, сделаю вид, что приказ ещё не получил». Остановил первую попавшуюся машину из воинской части и попросил подбросить меня до аэропорта, – с улыбкой поделился воспоминаниями он.

К сожалению, матрос Соколов не принимал участие ни в одном параде в честь дня ВМФ. Их команда была слишком малочисленна, а катер небольшой, чтобы участвовать в торжественном мероприятии. Но видел с берега всю мощь советского северного флота, когда вдоль украшенных флагами военных кораблей проплывал на судне командующий.

DSC_0102.JPG

Семейный ритуал в День ВМФ 

В сентябре 1968 года Анатолий Соколов простился с сослуживцами, Балтийским морем. Домой вернулся в белой морской форме, на груди знаки – «Отличник ВМФ» и «Специалист II класса», а также юбилейная медаль в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне, которые вручали тем матросам, кто 9 Мая нёс службу, тогда он был в учебке, в Севастополе. Накануне в письме поздравил маму с днём рождения и добавил, что в ближайшие дни будет дома. Его ждали каждый день.

Анатолий Соколов сразу же поступил в Ивановский энергетический техникум, а после его окончания в 1971 года попал по распределению в Карасук.

– В училище поговорка была: «Если в сети попадёшь, так там и останешься. Так и случилось. В Карасукских электрических сетях я отработал почти 35 лет. С 2006 года на заслуженном отдыхе, – добавил он.

В приграничном городе встретил свою любовь по имени Любовь, она приехала в гости в Карасук из Купино. Вскоре молодые поженились, воспитали двоих детей и отметили в этом году 47 лет совместной жизни.   

– В нашей семье День военно-морского флота – важный день. Это праздник и особенный ритуал. Толя надевает армейскую форму. Мы её аккуратно храним, для супруга это значимо, поздравляем его. После митинга возле памятника в честь военно-морского флота обязательно праздничный обед. Китель и бескозырку он достаёт и в День Победы. Его папа был патриотом, также и воспитал сына. Своим традициям мы не изменяем, – добавила супруга ветерана-матроса Любовь Соколова.

Ранее Горсайт сообщал, что памятник морякам открыли в сухопутном Карасуке. 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем Только Суть

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru