Напомним, если ранее мэра Новосибирска выбирали горожане, голосуя за одного из претендентов, выставивших свои кандидатуры, то теперь голосование будет опосредованным. Кандидатов будет отбирать конкурсная комиссия, а окончательное решение останется за депутатами горсовета. В ближайшие дни инициативная группа внесет в Заксобрание региона проект изменений в областной закон. Дмитрий Нечаев убежден, что такая система точно будет не менее эффективной.
– Для начала скажу общими словами: хуже от замены прямых выборов мэров на выборы депутатами городских парламентов не стало. А с точки зрения социально-экономического развития территорий стало лучше – тут я в первую очередь говорю о Воронеже, где в 2018 году были отменены прямые выборы [Воронеж стал последним городом в Черноземье, где они к тому времени еще сохранились], ‒ цитирует Нечаева федеральная экспертная сеть «Клуб регионов».
С точки зрения эксперта, тезис, что демократия – оптимальный формат управления, уже подвергнут сомнению. Демократические процедуры ‒ это всегда сложное согласование интересов разных групп, и побеждает в итоге не тот кандидат, который лучше всего подходит для определенной должности, а тот, которого лучше лоббировали, поддержали информационно и материально. На что будет тратить силы и время такой всенародно избранный мэр? В первую очередь, на согласование интересов своих «инвесторов».
‒ Мэр должен вернуть затраты на его кампанию, например в рамках легитимных процедур выделить земельные участки, помочь решить те или иные вопросы... на это тратятся гигантские силы, средства городского бюджета. И это самый простой пример.
Что до опыта Воронежа, который отказался от прямых выборов городского главы совсем недавно, то этот город в 2004 году стал жертвой «протестного» голосования. Недовольные текущей ситуацией, горожане проголосовали за самого сомнительного, наименее опытного кандидата. В 2018 году управление городом впервые взял в свои руки не мэр, а сити-менеджер Вадим Кстенин, и его заслуги политолог оценивает весьма высоко:
– Это мэр-технократ, который занимается в основном городским хозяйством, развитием и реализацией инфраструктурных проектов. Встраивание мэра в вертикаль власти тоже принесло свой эффект: средства на развитие Воронежа шли не только из городского бюджета, но он больше всех остальных 34 муниципалитетов получил денег из областного бюджета и замкнул на себе часть федеральных бюджетных средств.
Наконец, последний момент, на который обратил внимание Дмитрий Нечаев: если уж говорить о прямых выборах, то лучше о прямых выборах губернаторов, а не мэров, поскольку мэр, по сути, скорее технический специалист, а не самостоятельный политик. Возможно именно такая формула (прямые выборы губернаторов и непрямые ‒ мэров) станет для нашей страны оптимальной.