Яндекс Дзен
Здоровье

Эксперты из Новосибирска рассказали о влиянии физкультуры на успеваемость в школе

Эксперты отмечают, что растущий организм особенно нуждается в движении. К сожалению, в современных реалиях дети много времени проводят за партой в школе или за компьютером дома. Порой это негативно отражается даже на учёбе.

Эксперты из Новосибирска рассказали о влиянии физкультуры на успеваемость в школе

Фото предоставлено СОШ №220 имени К.Д. Ушинского

Кто из нас хоть раз не пытался прогулять физкультуру в школе, не вздыхал при фразе «завтра прыгаем через козла» или ни в какую не хотел сдавать стометровку? Тем не менее, учёные всего мира уже давно доказали, что именно эти уроки помогают школьникам хорошо учиться.

«Сейчас физкультура и спорт – топовые направления в образовании. Возрождается ГТО, система наставничества в спортивных клубах при школах, сотрудничество с детскими спортшколами, обновляется материально-техническая база. Даже если это какая-то старенькая школа, то спортзал всегда стараются в первую очередь отремонтировать. К тому же идёт популяризация физической активности в стране. Делается очень многое для того, чтобы привлечь детей», – отметила директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова.

Фото Дани Митина.jpg

Фото: СОШ №220

Кроме того, учитель физкультуры школы №220, тренер по баскетболу и волейболу Юрий Трай подчеркнул, что физическое воспитание прежде всего направлено на гармоничное развитие детского организма, поэтому и включено в школьную программу.

«Мы в итоге хотим получить полноценную конкурентоспособную, работоспособную личность. Психологи и медики подтверждают, что добиться определённых улучшений как физических, так и психологических можно за счёт физического воспитания. Ведь оно включает в себя и распорядок дня, и правильное питание, и физические нагрузки, и чёткий режим отдыха», – пояснил учитель физкультуры школы высшей квалификационной категории.

Влияние физкультуры на учёбу

По словам медицинских специалистов, с помощью дозированной физической нагрузки можно значительно улучшить работу головного мозга. Бег, ходьба на лыжах, прыжки через «козла» или всеми любимая стометровка увеличивают частоту сердечных сокращений и учащают дыхание. При этом кровь по сосудам начинает течь быстрее, активно насыщая кислородом все органы, в том числе и мозг. Результаты многочисленных исследований доказали, что физическая активность повышает успеваемость в учёбе на 15–20%. 

10.jpg

Фото: СОШ №220

«Наши нейронные связи и двигательная активность – это всегда такая “прививка”, очень полезная для работы мозга. Любая двигательная активность на всех нас всегда хорошо влияет, если она в меру. Хотя для учеников начальной школы есть и обратная сторона этого вопроса: когда волевой компонент ещё не так развит, некоторые малыши, особенно мальчишки, не могут угомонить свои руки-ноги во время уроков, которые требуют усидчивого внимания. Вот тут уже другому учителю нужно время, чтобы ребёнка в порядок привести», – рассказала Горсайту Анна Шмакова.

Однако и здесь учителя находят выход. Особо активным детям, которым сложно успокоиться сразу после урока физкультуры, педагоги дают какое-нибудь организационное задание – протереть доску или раздать тетради. Процесс выполнения поручения отлично настраивает ученика на рабочий лад.

11.jpg

Фото: СОШ №220

Почему детям не всегда нравятся уроки физкультуры

«Первое, это гиподинамия. Многочисленные статистические данные говорят, что физическая активность падает, двигательные способности у людей снижаются. Это можно связать со всеобщей компьютеризацией. Прогресс сильно повлиял на то, что человек стал двигаться меньше. К примеру, если раньше нужно было сбегать к директору на третий этаж и отнести какие-то документы, то теперь их можно отправить по электронной почте», – добавил Юрий Трай.

Безусловно, внимание современных детей притягивают всевозможные гаджеты. Времени на прогулки и занятия спортом не остаётся. К сожалению, по словам специалистов, подобный образ жизни мешает правильному физическому развитию и приносит вред здоровью.

«Гиподинамия ведёт к снижению физической активности и мозг начинает хуже работать, потому что в него не поступает достаточное количество кислорода, который необходим всем системам организма, чтобы они нормально функционировали, были напитаны витаминами. Об этом люди почему-то не задумываются», – отметил учитель физкультуры.

6.jpg

Фото: СОШ №220

Вторая смена в школе

Учёные доказали, что человеческий мозг максимально эффективно работает до обеда. Так устроены биологические часы нашего организма. Во второй половине дня, его «батарейка» начинает садиться.

«Вот и представьте, вторая смена, после школы ещё какие-нибудь занятия. В итоге ребёнок приходит домой после 22.00. Ему нужно поесть, привести себя в порядок и лечь поздно спать, а это уже отклонение от нормального режима питания, работы и отдыха. Кто-то ещё умудряется по ночам делать уроки, если у него есть какие-то занятия утром. Есть дети, которые так занимаются, хорошо учатся и везде всё успевают. В педагогике существует такое понятие – талантливый ребенок талантлив во всём. Представляете какие нагрузки на него ложатся колоссальные. Но, к сожалению, чтобы в новосибирских школах осталась только первая смена, нужно построить ещё столько же учебных заведений, сколько уже имеется», – сообщил педагог.

Специалист пояснил, что грамотно составленный режим дня для любого человека, а для ребёнка в первую очередь, позволит правильно распределить время на физическую нагрузку, отдых, учёбу и питание. Понятно, что в современном бешенном ритме сделать это становится всё сложнее, но к этому надо стремиться.

9.jpg

Фото: СОШ №220

Неуспешность – причина нелюбви физкультуры

«Я считаю, что те дети, которые не очень любят уроки физической культуры, чаще всего именно физически к ней не готовы. Им очень тяжело даётся элементарная нагрузка. Первое – это лишний вес. Летом мы заказывали спортивную форму ученикам, самые ходовые размеры оказались – XL и 2XL. Проблема глобальная. Второе – детское здоровье. У одних проблемы с дыханием, у других – с опорно-двигательным аппаратом и так далее. Некоторые дети с трудом обычные эстафеты выдерживают, им не хватает сил. В связи с этим тяжело физкультура даётся, не хочется на неё идти. Ведь там есть и успешные ребята. А ситуация неуспеха для ребёнка самая тяжёлая», – подчеркнула Анна Шмакова.

Конечно, никому не хочется оказаться посмешищем на глазах у сверстников. Поэтому ученику проще избежать таких уроков. Чтобы этого не происходило, сегодня в школу пришла практика, когда родитель может донести до учителя физкультуры, что у ребёнка есть особенности, которые не позволяют ему полностью выполнять какие-то упражнения. Обычно у этих детей нет статуса заболевания, но есть определённые ограничения, к примеру, по весу или ребёнок недавно перенёс травму.

2.jpg

Фото: СОШ №220

«Я как руководитель эту историю поддерживаю. Однако здесь нельзя терять адекватность. Понятно, что может прийти мама, которая скажет, что её ребёнку ничего не надо делать, пусть он просто красиво сидит или стоит на уроке физкультуры. Но какой-то минимум должен быть обязательно, ведь это единственный урок, где дети двигаются», – пояснила Анна Шмакова.

Родители, школа и физкультура

Психологи отмечают, что любой ребёнок воспитывается на примере взрослого. В возрасте от 7 до 18 лет для него существуют две важные сферы – семья и школа. Именно на такой связи и создаётся гармоничная личность.

1.jpg

Фото: СОШ №220

«Какие примеры показывают родители и какие методы использует школа, насколько они окажутся эффективными, настолько ребёнок получится здоровым, развитым и физически активным, будет любить либо не любить физическую культуру. Начинать надо с малого. В семье должен быть распорядок дня. Нужно вместе садиться завтракать, не так: я пью кофе, мама отвлеклась на какие-то домашние хлопоты, а чадо ещё спит. Если в семье налажен определённый режим труда и отдыха, и ребёнок всё видит с малолетства, ему это гораздо легче прививается, и он в этом направлении будет развиваться», – отметил Юрий Трай.

«Смазанность» человеческих ценностей

Педагоги насторожены тем, что сегодня «смазаны» человеческие ценности. Большинство опирается на пока ещё устойчивый мир потребления: «Зачем моему ребёнку физкультура? Я не ходила и ничего страшного не произошло. У нас есть всё – квартира, машина…» и так далее.

5.jpg

Фото: СОШ №220

«Физическое воспитание способствует сохранению ведущих ценностей. В последнее время люди отходят от того, что нужно уважать старших, любить родину, землю, своё дело, трудиться, терпеть, прощать. Об этом я часто говорю с детьми на тренировках по волейболу, баскетболу. Мы учимся работать в команде, видеть, понимать другого человека и действовать сообща. Федеральный государственный образовательный стандарт говорит о том, чтобы развивать универсальные навыки, дети прежде всего должны научиться трудиться, проявлять инициативу и добиваться результата в команде. Физическая культура плюс спортивные игры позволяют это нарабатывать», – рассказал учитель физкультуры.
Случается, что ребёнок пришёл без спортивной формы – может просто забыл, а может схитрил, думая прогулять не совсем любимый урок. Но ни тут-то было. Учителя физкультуры школы №220 имени Константина Дмитриевича Ушинского, прививая правильные ценности, умеют так организовать урок, что любой ученик обязательно окажется при деле в рамках занятий физкультурой. Его не отправят бездельничать в раздевалку. В этот час он будет помогать готовить карточки для судей, может сам на время стать судьёй или заняться подготовкой спортивного инвентаря к игре. Такие простые правила помогают неподготовленным ученикам оставаться включёнными в урок физкультуры.

Ранее Горсайт писал об открытии космического класса в новосибирской школе.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru