Пулемётчик спецоперации служил на космодроме «Свободный»
45 лет назад, в мае, в семье Ивана и Зинаиды Петерс из Карасука родился первенец. Позже появились младшие – Иван и Александр. Сергей рос активным, подвижным ребёнком. В 84-ом году впервые сел за парту школы №4. После девятого класса, это был 1992 год, юноша продолжил обучение в профессиональном училище № 86 в селе Сорочиха, что недалеко от Карасука, осваивал профессию тракториста-машиниста.
В 15-16 лет ещё ярче проявились в его характере жизнерадостность, коммуникабельность, открытость, смелость и чувство юмора. С детства его окружало много друзей.
– В нём энергия кипела. Если что-то ему нравилось, он в дело уходил с головой. Это касалось учёбы, производственной практики, общественной деятельности в училище или на мероприятиях. Парни, бывало, шкодничали, но их пристыдишь, всё понимали. Сергей был отзывчивым на доброе слово, – поделился воспоминаниями с Горсайтом классный руководитель и позже директор профессионального училища № 86 Геннадий Прилуцкий.
Управление трактором, комбайном и грузовой техникой давалось ему легко. Как говорит наставник, голова и руки парнишки были заточены на железки, только недолюбливал он общеобразовательные предметы. В его группе обучалось около 25 подростков. Среди одногруппников Сергей сразу стал лидером. Это проявлялось во всём.
– Если педагог кому-нибудь сделает замечание, а воспитанник проигнорирует, то Сергей мог прицыкнуть, сразу устанавливалась тишина. Вот таким он был. А как девчонки его любили, – сказал классный руководитель Сергея Петерса.
После армии, в 97-ом, а служил молодой человек водителем УАЗа на космодроме «Свободный» в ракетных войсках стратегического назначения, в Амурской области, сразу навестил своего классного руководителя.
– Геннадий Яковлевич, гоняли вы нас, да мало. Уважаю за то, что справедливыми к нам были и не назойливыми, – при встрече сказал вчерашний солдат.
Вскоре Сергей переехал в Новосибирск, занялся предпринимательством, но когда приезжал в родной Карасук, то спешил в село Сорочиха, к своему классному руководителю, который был благодарен воспитаннику за такие визиты вежливости.
– Он и во взрослой жизни остался таким, каким был в юности. Всё делал легко: начинал бизнес, прогорал, снова начинал. И всегда это было связано с техникой и автомобилями. Руки никогда не опускал, шёл только вперёд. Летом прошлого года встретились с ним. Он признался, что едет на Донбасс. Спросил совет. Прощаясь, сказал мне: «Яковлевич, обидно мне за державу», – добавил Геннадий Прилуцкий.
«Комбат» и «Сбивая черным сапогом» под гитару Сергея
Каждый, кто учился тогда в училище с первого по третий курс, смело называл Сергея Петерса другом.
– Серёга, я скажу так, это бессребреник, широкой души человек, душа компании. Организатор хороший, любил собрать нас, ребят, помирить, если в ссоре. Он, наверное, стал для нас всех связующим звеном. Объединял городских, сельских, парней, девчат. Мы все тянулись к нему, – вспоминает об одногруппнике Алексей.
Жили они в Карасуке, учились разных школах, расположенных в противоположных сторонах города и сильно не пересекались. В первый день в училище познакомились при интересных обстоятельствах, которые сразу проявили характер каждого и определили дружеский круг.
В тот день подростки только заезжали в общежитие училища, вселялись в комнаты, выбирали себе место. Алексей занял кровать, заправил её, разложил вещи. К нему подошли трое ребят, предложили новосёлу найти себе другое место. Но Алексей не сдавался, защищал своё право на выбор места в комнате.
– Свидетелем этого стал Сергей. Он сначала наблюдал за нами, чтобы понять, что происходит. А потом вклинился в нашу словесную перепалку. Подошёл к «гостям» и сказал: «Мы первые заняли комнату. Поищите себе свободные кровати». Троица отступила. С тех пор мы с Сергеем стали друзьями, – сказал Алексей.
С первых дней учёбы Сергей стал душой компании. Парней привлекал неконфликтностью и справедливым отношением ко всем, верностью и искренностью в дружбе, а девчонок – привлекательной внешностью. Один из немногих в училище играл на гитаре. Любил песню группы «Любэ» «Комбат» и армейскую «Сбивая черным сапогом», конечно, и про любовь.
– Мы знали, что Сергей из обеспеченной семьи. Он мог каждый день ездить домой, но жил с нами. Ничем от других не отличался. У него душа такая – пролетарская. Восхищались, как он знал язык техники. К моменту поступления в училище управлял автомобилями. На первых практических занятиях, мы как-то осторожно садились за руль ЗИЛа, КамАЗа, а Сергей сам умел ездить, – припомнил он.
Созваниваясь с Сергеем, друзья договаривались, что встретятся, приглашали друг друга в гости: Сергей – в Новосибирск, а Алексей – в Алма-Ату. Планировали встретиться в предстоящем году.
– Когда мне позвонили и рассказали, что Серёги нет, я, честно, очень расстроился. Он по-своему самородок. В жизни таких людей, как он, встречал единицы. Соболезную родителям. Низкий поклон им за сына, за то, что воспитали настоящего мужчину, – завершил он разговор.
«Сегодня Владимиру Владимировичу тяжело…»
Не случайно с подросткового возраста Сергей под аккорды гитары пел армейский песни, слова которых отражали и его смелость, бесстрашие. Позже армейская служба оставила в его памяти неизгладимый след. В зрелом возрасте он с гордостью носил голубой берет. Принимал активное участие в деятельности региональной общественной организации «Совет ветеранов боевых действий в Афганистане и Северном Кавказе «Пашинский», помогал увековечивать память погибших в локальных войнах. В 2017 году организовал благотворительный фонд «Союз защитников Родины».
Поэтому никто из его родных и друзей не удивился, когда мужчина вызвался добровольцем на спецоперацию.
– Я пыталась Сергею возразить, напомнила о маме, он сказал по-мужски: «Когда мать рожает сына, она должна понимать, что родила воина, так и должна его воспитывать… Я никогда никому спуска не давал. Так и должно быть». В этом и весь Сергей. За характер, смелость, твёрдость мы его любим, – поделилась жительница Карасука Олеся.
После учёбки, перед отправкой в качестве воина и защитника Родины на Донбасс, он записал видеообращение ко всем – своим родным, друзьям, русскому народу с просьбой помочь Президенту Путину.
– Сегодня Владимиру Владимировичу тяжело, потому как все против нашей страны. Вся шваль, которая расплодилась внутри страны, мешает жить нам и нашим потомкам, она сама себя проявляет. Надо нам немножко потерпеть, разное переживали, картошки поедим, капусту, вернёмся к огородам, но не нужен нам доллар, всё это лишнее для русского человека… Надо поддержать президента! Давайте, ребята, держитесь! – сказал Сергей Петерс.
Прощание с «Туарегом»
Все, кто знал Сергея Петерса, отмечали, как он близко к сердцу принимал ситуацию, сложившуюся в нашей стране, поэтому решил взять в руки оружие, чтобы помочь военнослужащим специальной военной операции ни словом, а делом.
– Сослуживцы запомнят его как «Туарег». Позывной взял от названия автомобиля Volkswagen Touareg, технику он знал, понимал и любил. На учебке овладел навыками пулемётчика… Его фронтовые друзья рассказали, что в тот день они попали в засаду. Пулемётчик Сергей Петерс сумел подавить две огневые точки врага. Выиграл время, чтобы бойцы основной группы разведки смогли найти укрытие. Я не удивлён, он таким всегда был в жизни, – добавил друг-карасучанин Евгений.
2 декабря Сергей Петерс погиб. Остался навечно 45-летним любящим сыном, заботливым отцом и верным другом для многих. Осиротели без отца три дочери, 19-летняя Дарья, 17-летняя Вика и двухлетняя Алиса.
Во время прощания с воином его родителям вручили орден Мужества за проявленный героизм их сына, Сергея Петерса.
Ранее Горсайт сообщал, что в честь трёх героев спецоперации из Карасука в школе открыли мемориальные доски.